МБДОУ д/с №5

МБДОУ д/с №5 -
Uc browser

Консультация для воспитателей: Использование наглядного  дидактического материала  в работе по развитию речи дошкольников.

Учитель – логопед С.И . Давидовская 

План.

  1. 1. Наглядные методы в логопедии.
  2. Дидактические игры как наглядные приемы,  их роль в развитии детей.
  3. Использование дидактических игр.
  4. Развитие речи дошкольников в процессе беседы по сюжетной картине.
  5. Моделирование как один из наглядных  методов коррекции речи детей. 

  1. Наглядные методы в логопедии.

Наглядные методы  –  методы, при применении кото­рых используются наглядные пособия и технические средства обучения. Использование наглядных методов значительно повышает эффективность логопедической работы, т. к. опирается на чувственные образы ребенка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным. К наглядным методам относятся наблюде­ние, рассматривание картин, рисунков, просмотр кино­фильмов и диафильмов, прослушивание магнитофонных записей и пластинок. К наглядным методам может относиться показ образца задания и способа действия, ко­торые иногда выступают как самостоятельные методы. Использование наглядных пособий помогает ребенку расширять запас своих представлений, развивать позна­вательную деятельность, повышать общий эмоциональ­ный фон. К наглядным средствам применяются следую­щие требования:

– они должны быть хорошо видны всем;

– подбираться в соответствии с возрастом и индиви­дуальными особенностями ребенка;

– соответствовать задачам данного этапа логопеди­ческой работы;

– сопровождаться правильной и четкой речью;

– словесное описание должно способствовать разви­тию речи, наблюдательности.

Наглядные пособия используются при нарушенных представлениях ребенка о цвете, форме, величине; при развитии фонематических восприятий; развитии звуко­вого анализа и синтеза; при закреплении правильного произношения; расширении словарного запаса; изуче­нии грамматического строя речи; связной речи.

Воспроизведение магнитофонных записей должно сопровождаться беседой и пересказом. Для успешной коррекции звуков на различных этапах работы возмож­на запись речи детей на магнитофон с последующим прослушиванием.

Кинофильмы и диафильмы используются во время беседы при пересказах содержания, для развития плав­ной и связной речи, при автоматизации звуков.

Словесные методы в логопедической работе исполь­зуются с учетом возраста детей, характера речевого на­рушения, этапа коррекционной работы, целей и задач этого этапа. При работе с дошкольниками словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. В школьном возрасте, возможно, использовать только сло­весные методы. Основные словесные методы  –  это рас­сказ, чтение, беседа.

Рассказ  – одна из форм обучения, предполагающая описание. Рассказ используется при расширении словар­ного запаса ребенка, представлений о каком-либо явле­нии, предмете; для вызова положительных эмоций; зак­репления грамматических форм речи; для создания образца  грамотной речи.

При рассказе затрагиваются мышление ребенка, его чувства, происходит побуждение его к общению и обме­ну впечатлениями. В дошкольном возрасте рассказ мо­жет дополняться сюжетными картинками. Перед рас­сказом можно провести предварительную беседу, настро­ив детей на его восприятие, а по окончании рассказа провести итоговую беседу, обмен впечатлениями, сделать пересказ.

Беседы бывают предварительными, итоговыми и обобщающими. Это зависит от целей и задач логопеди­ческой работы. Предварительная беседа помогает уточ­нить знания, представления детей о чем-то. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации умений и навыков, полученных ребенком в процессе коррекции нарушения. При использовании беседы в ло­гопедической практике должны соблюдаться следую­щие условия:

– должна быть опора на знания и представления, имеющиеся у ребенка;

– необходимо учитывать особенности мышления детей;

– нужно активировать мышление детей, используя различные вопросы;

– вопросы должны быть четкими, ясными и требовать однозначного ответа;

– беседа должна придерживаться задач и целей на­меченной работы.

Задачи могут быть различными: развитие познава­тельной деятельности; закрепление правильного произ­ношения; развитие грамматической и лексической сто­рон языка; развитие плавности и связности речи.

Кроме словесных методов, используются словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, оценка деятельности. Пояснение и объяснение связаны с нагляд­ными и практическими методами.

При коррекции речевых нарушений необходимо по­мнить о важности оценки деятельности ребенка. Оценка должна стимулировать, направлять, активизировать де­ятельность ребенка. При оценке необходимо учитывать возраст ребенка, его личностные особенности, психичес­кое развитие.

Итак, наглядный дидактический материал используется, если изучаемые объекты могут на­блюдаться   детьми непосредственно, логопед  применяет метод наблюдения и его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание  натуральных предметов. Если объекты недоступны  для непосредственного наблюдения, логопед знакомит с ними детей  опосредованным  путем, чаще всего применяя изобразительные показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов. Опосредованные  наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления получен­ных  во время  наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью  используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым  детям содержанием, рассматривание игрушек  (как условных  образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных  формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание  сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно  предполагается слово логопеда, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений логопеда и  детей, являются наглядные предметы или явления.

  1. Дидактические игры как наглядные приемы,  их роль в развитии детей.

Особое место в педагогическом процессе в группах детей с общим недоразвитием речи занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойст­ва предметов, находить в   них сходства и различия и т. д. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность,.

В начале первого года обучения целесообразно прово­дить дидактические игры на различение (а затем и назы­вание) цвета (красный, синий, желтый, зеленый), формы и величины предметов; на формирование числовых пред­ставлений  (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков. В ходе дидактических игр логопед развивает речевую  активность детей, поощряет правильные ответы на постав­ленные вопросы, воспитывает выдержку. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его спрашивают.)

Дидактические игры проводятся логопедом со всей группой (вместо фронтального занятия), с подгруппой и индивидуально. В таких дидактических играх, как «Оде­нем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покор­мим куклу обедом», участвуют псе дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят на­выки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы си­него (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит» направлены на развитие фо­нематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т. д.

С дидактическими игрушками дети могут играть инди­видуально или коллективно.

Усвоив на занятиях определенную последовательность действий, они должны затем самостоятельно в свободное от занятий время складывать пирамидку, собирать мат­решку, подбирать; грибочки по цвету.

Для детей с общим недоразвитием речи большое зна­чение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладуш­ки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Пальчик-маль­чик»). В такие игры играют обычно 2 -3 ребенка.

Полезно обучать детей играть в лото и разрезные кар­тинки, в этих играх также участвуют несколько детей.

Большинство дидактических игр логопед проводит co всей группой детей в форме занятий. Дидактические игры должны быть направлены на овла­дение предметными действиями. Как правило, после та­ких игр дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Поэтому с куклой можно провести целую се­рию игр, воспроизводя в них сюжеты из реальной жизни: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «На­поим куклу чаем».

  1. Использование дидактических игр.

В современной методической ли­тературе по логопедии можно найти огромное количество ди­дактических игр, которые рекомендует­ся использовать в целях коррекции де­фектов речи у детей. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо бы­стрее, чем при использовании только ди­дактических приемов воспитания и обу­чения. Для детей, обучающихся в лого­педических группах, это тем более важ­но, потому что, как хорошо знают лого­педы, наши дети часто отличаются низкой познавательной ак­тивностью. Но даже и с применением дидактиче­ской игры логопеду не все­гда удается добиться ак­тивности и высокой рабо­тоспособности детей на протяжении всего заня­тия. Причина в том, что большинство воспитанни­ков логопедических групп соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность про­текания психических процессов, эмоциональная неустойчивость.

Продуктивнее будут  решаться  проблемы речевого развития, если логопед  будет соединять логопедические задания и дидак­тические игры с движением, что снима­ет нагрузку, связанную с сидением, по­вышает работоспособность детей, улуч­шает качество усвоения знаний. Кро­ме того, подвижные игры способству­ют развитию двигательной сферы (здесь детям-логопатам присуще некоторое отставание) и самостоятельности, что является наиболее узким местом в области дошкольного воспитания.

Рассмотрим, дидактические игры, предложенные Ю.В. Сидорова.

 В своей  работе Ю.В. Сидорова с точки зрения логопедических  целей,    условно  делит на две группы:

1)подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и под­готовке к обучению грамоте;

2) игры, направленные на формиро­вание лексико-грамматической стороны речи.

Такие игры позволяют детям без из­лишнего напряжения овладеть наибо­лее сложным программным материа­лом, закрепить его усвоение. Каждая игра имеет четко определенные учебные и коррекционные задачи, причем реше­ние логопедических задач тесно связано с коррекцией двигательной сферы. За ос­нову взяты подвижные игры, составлен­ные Н. В. Вавиловой, Л. В. Кармановой, А. И. Фоминой, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой; подвижные игры раз­ных народов, собранные А. В. Кенеман, а также дидактические игры, переработанные в подвижные, из сборников 3. М. Богуславской, Е. О. Смирновой, Л. В. Артемовой, Г. С. Швайко, Г. А. Тумаковой, А. И. Максакова, А. Л. Бондаренко, В. И. Селиверстова.

Некоторые игры включают рифмо­ванный текст, координируемый с ритмичными движениями («Ловишка из круга», «Салки в кругу», «Космонавты», «Быстро возьми, быстро сложи», «Ищи свою игрушку», «Живая стрелка»). Проговаривание стихов одновременно с дви­жениями дает ряд преимуществ для де­тей логопедических групп: их речь под воздействием ритмических движений тоже ритмизуется, делается более гром­кой, четкой и эмоциональной, а нали­чие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Проводя игру, нужно стремиться к тому, чтобы дети могли достичь игро­вой цели, только усвоив программный материал. Например, в игре «Кто быст­рее построит пирамиду?» участники только в том случае построят пирамиду правильно, если сумеют проанализиро­вать слова по звуковому составу; в игре «Умей слушать», чтобы разрешить «спор» животных (кто на каком этаже дома должен жить) и всех правильно расселить, нужно дифференцировать смешиваемые звуки.

В играх дети получают возможность самостоя­тельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предме­тами, приобретая соб­ственный действенный и чувственный опыт. Напри­мер, в игре «Кто скорее перенесет предметы?» они самостоятельно среди множества игрушек отби­рают нужные  –  те, назва­ния которых начинаются со звонких (глухих) зву­ков,  –  самостоятельно  переносят их в определен­ное место, самостоятель­но проверяют правиль­ность выполнения зада­ния, выявляют ошибки.

Только в условиях игры появляется возмож­ность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при со­хранении эмоционально положительного отноше­ния детей к заданию. На­пример, детям предлагает­ся одно и то же задание: делить слова на слоги (в играх «Один, два и три», «Найди свой домик», «Сундучок», «Космонав­ты», «Стук да стук, найди слово, милый друг»). Дети не слепо выполняют ко­манды педагога, не без­думно подчиняются, а со­трудничают с педагогом, который не только руко­водит игрой, но сам уча­ствует в ней («птица» в игре «Найди свой домик», «хозяйка» в игре «Пти­цы», «сторож» в игре «Сто­рож» и др.), при необходи­мости дает образец пове­дения, следит за выполне­нием правил. У детей здесь есть возможность выбора (куда хочешь спрячь, ка­кую хочешь, игрушку возьми, стань каким хо­чешь насекомым, цветком; кто хочет быть «стрелкой», «ловишкой», «сторожем»?; выбери любой кон­верт с заданием; выбери, с кем будешь выполнять задание, и т. д.).

В подвижных играх совершенству­ются способы быстрой и правильной ориентировки в пространстве (двигают­ся по кругу, бегают врассыпную, стро­ятся и перестраиваются в шеренгу, ко­лонну, парами, тройками, бегают «змейкой» и т. п.). Например, в игре «Прят­ки» дети должны сориентироваться, чтобы найти то место, куда можно спря­тать игрушку, и сделать это нужно очень быстро. Некоторые игры проводятся с пением, отдельные игры драматизиру­ются («Пилоты», «Стук да стук, найди слово, милый друг», «Цветик – семицве­тик», «Найди такое дерево»). В этих иг­рах от детей требуется соизмерение темпа движения с пением. Дети выпол­няют те или иные движения в соответ­ствии с текстом песни.

В коррекционных целях используют­ся подвижные игры со звукоподража­ниями («Найди свой домик», «Пилоты», «Цветик – семицветик», «Гонки на авто­мобилях»).

В подвижных играх дети имитиру­ют различные движения: изображают  самолеты, машины, лошадок, цветы, де­ревья, спортсменов и т. д. Логопеду нуж­но внимательно следить за выполнени­ем заданий детьми, а особенно за их ре­чью, стараться не пропускать не только ошибки, но даже мельчайшие неточно­сти, пытаться приучать к этому и детей.

Одним из важных условий успешно­сти обучения в ходе подвижных игр яв­ляется заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны про­водиться эмоционально, живо, непри­нужденно. При выборе игры нужно учи­тывать тему, которую дети изучают на логопедических занятиях.

Проводя подвижную игру, необхо­димо помнить о ее основном назначе­нии  –  развитии движений. Детям надо предоставлять максимальную возмож­ность удовлетворять свою потребность в движении.

Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы логопеда.

Примеры игр, составленных Ю.В. Сидоровой.

Звуковой анализ  и синтез слова.

 «Мяч в воздухе»

Цель: упражнять детей в определе­нии первого и последнего звука в сло­вах, развивать мелкие мышцы рук, гла­зомер, координацию, ловкость, точность движений.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Все играющие становятся в круг. Один встает в цент­ре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может уда­риться об пол только один раз). Дру­гой ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начи­нающееся на последний звук предыду­щего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается  –  выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не скажет 2 – 3 слова. Остав­шиеся в кругу считаются выигравши­ми, выбывшие  –  проигравшими.

«Мяч в кругу»

Цель: упражнять детей в дифферен­циации сходных по звучанию и смеши­ваемых ими звуков, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Все играющие становятся в круг. Дети бросают мяч друг другу (по желанию), одновремен­но говоря слова. Например, один ре­бенок говорит слово со звуком с, а дру­гой со звуком ш, следующий  –  со зву­ком с и т. д. Затем задание можно из­менить: подбирать слова поперемен­но со звуками з  –  ж, ш  –  не, р  – л, с  –  з, с  –  ц и т.д. Кто ошибается, вы­ходит из игры. Оставшиеся в кругу считаются выиг­равшими, выбывшие  –  проигравшими.

Примечание: Автор  соединяет наглядность с использование  движений, что, по мнению  Ю.В. Сидоровой,  систематизирует знания, способствует более  продуктивному  решению речевой проблемы.

Слоговой  анализ  и синтез слова.

«Один, два, три»

Цель: определение количества сло­гов в словах, воспитание произвольного внимания, упражнение в построении и перестроении.

Оборудование: доска или подстав­ка, крупные предметные картинки.

Описание игры. Дети ходят врас­сыпную. На сигнал логопеда: «Внима­ние!»  –  дети смотрят на выставленную, на доске картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками в за­висимости от количества слогов в назва­нии предмета на картинке.

Закрепление  навыков чтения и письма, анализа  предложений.

 «Быстро возьми, быстро сложи»

Цель: закреплять знание букв, уме­ние быстро и правильно складывать из них слова; учить прыжкам на одной ноге, быстрому бегу в прямом направлении, развивать ловкость.

Оборудование: 4 набора кубиков с буквами, 4 предметные картинки (по две для каждой команды), подставки для них.

Описание игры. Дети разбиваются на две команды. Команды строятся у под­ставок с картинками. На противополож­ной стороне группы  –  кубики. После слов ведущего: «Мы умеем быстро бегать, любим, прыгать и скакать. Раз, два, три, четыре, пять  –  начинаем мы играть!»  –  все дети прыгают на одной ноге до куби­ков, берут по два кубика и возвращают­ся к месту старта бегом. Оставляют ку­бики и прыгают на другой ноге за остав­шимися кубиками; вновь возвращаются бегом. Затем каждая команда из прине­сенных кубиков складывает по два слова, обозначающих предметы на картинках. Выигрывает та команда, которая быст­ро и правильно сложит слова.

  1. Развитие речи дошкольников в процессе беседы по сюжетной картине.

Среди наглядного материала преобладающее место  в логопедической работе занимают также сюжетные картинки. Сюжетные картины служат эф­фективным средством познания ребенком окружающей действительности. Они позволяют уточнить представления детей о предметах и яв­лениях.

Одним из основных приемов при рассматривании картин являются во­просы педагога. Педагогу необходимо так построить беседу с детьми, чтобы в ее ходе была обеспечена полнота вос­приятия картины. Вопросы помогают ребенку понять общий смысл карти­ны, направляют его внимание на вы­яснение взаимосвязей между фрагмен­тами, предоставляют возможность высказать свое отношение к изобра­женным событиям.

Правильно построенная беседа по картине является очень важной фор­мой работы по развитию речи.

Ушакова О.С.  и Смирнова  А.К. проводя исследование  о  роли сю­жетных картинок в развитии связной речи старших до­школьников, убедились в эффективности использования в работе логопеда наглядного дидактического материала.

В своей работе ими  были поставлены следующие задачи:

Разработать содержание и методику работы по ис­пользованию серий сюжетных картин для развития связ­ной речи детей старшего дошкольного возраста.

Выявить особенности восприятия детьми сюжетных картин, зависимость, содержания и словесного оформления высказывания от сюжета картин.

Разработать серии картин, сюжеты которых дали бы детям  представление о композиции, структуре высказы­вания, помогли бы использовать картины как средство, стимулирующее формирование различных синтаксических конструкций, разнообразных типов связей между предложениями, между частями высказывания.

Составляя серии сюжетных картин, они    учитывали  осо­бенности восприятия картин дошкольниками и стреми­лись, чтобы содержание серии было детям понятно, близко их жизненному опыту, персонажи –  выразительны; в сю­жетах четко прослеживается логическая последователь­ность, завершенность; содержание картин интересно де­тям не только изображением, но и нравственным смыслом; учитывалось и эстетическое оформление картин, решение умственных задач.

Особое значение они  придавали разработке   методики работы с сериями сюжетных картин, чтобы использовать их для формирования представлений о композиции рас­сказа (завязка, кульминация, развязка), умений приду­мать заглавие рассказу, логически переходить от одной картины к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Варианты предъявления картин были также разнообразными. В каждую серию входит от 3 до 5 картин:

1 серия. «Девочка и еж» (на 1-й картинке изображена встреча на лесной полянке девочки и ежика; на 2-й картинке  –  ежик показывает девочке гриб; на 3-й  –  девочка вместе с ежом срезает гриб; на 4-й  –  девочка прощается с ежиком).

2          серия. «Верный друг» (1  –  мальчик с санками на горе, рядом сидит собака; 2  –  мальчик попал в прорубь, зовет на помощь; 3  –  собака вытаскивает мальчика на крепкий лед; 4  –  мальчик лежит в постели с завязанным горлом).

3 серия. «Больная белочка» (1  –  девочка с корзинкой и мальчик с сачком идут в лес; 2  –  дети заметили раненую белочку, из лапки течет кровь; 3  –  дети пере­вязывают лапку платком; 4  –  дети несут белочку домой лечить, корзинка пуста).

4 серия. «Шишка» (1  –  заяц и белочка на полянке прыгают через веревочку, из-за кустов выглядывает волк; 2  –  волк бросается за зайцем, белочка прыгает на дерево; 3 –  белка бросает на голову волку шишку, заяц убегает; 4 –  волк держится за перевязанную голову, рядом валяет­ся шишка).

 5 серия. «День рождения» (1  –  мама-медведица с медвежонком стоят у раскрытого окна, в комнате накрыт празд­ничный стол, из окна видно, как идет заяц, в конуре ле­жит собака; 2  –  в комнате медведей нет, кот тащит со стола коробку с конфетами, собака смотрит в окно; 3  –  медведи
с гостями (белка, заяц пришли), конфет на столе нет, одна ленточка на

полу. Мишка плачет, мама его успокаивает; 4  – собака приносит конфеты, все рады; 5  –  белка, заяц, собака, медвежонок сидят за столом, мама-медведица разливает чай, кошки со всеми нет).

6 серия. «Сильный дождь» (1  –  ясная погода, стоит дерево, светит солнце; 2  –  надвигается туча на солнце, от ветра колышутся ветви дерева; 3  –  сильный дождь, дере­во покачнулось, колышется трава; 4  –  ветер стихает, туча уходит, видна половина солнца; 5  –  такая же, как и 1).

   7 серия. «Помогли ветерану» ( 1 – на скамейке сидит  ветеран в  очках, читает книгу; 2 – мальчик и девочка стоят у скамейки, на которой лежат очки и книга; 3  –  дети относят очки и книгу в милицию; 4  –  милиционер отдает ветерану его пропажу, он благодарит детей за находку).

8 серия. «Убираем огород» (1  –  маленький мальчик играет в песочнице, рядом с ним грузовик; 2  –  дети идут на огород собирать урожай; 3  – они приглашают мальчика помочь им, грузят на его грузовик часть овощей).

 9 серия. «Помогаю бабушке» (1  –  дома в комнате спит бабушка, внук сидит за столом; 2  – внук убирает комнату, подметает пол; 3  – бабушка благодарит внука за помощь).

Эти серии картин использовались нами для развития связ­ной речи, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.

Наряду с традиционными приемами развития связ­ной речи по сюжетным картинам (составление рассказа по образцу педагога, по плану, предложенному воспита­телем вместе с детьми, придумывание рассказа по воп­росам воспитателя), они разработали  различные вариан­ты предъявления картин для составления коллективного рассказа.

  1. Моделирование как один из наглядных  методов коррекции речи детей.

Практика логопедической работы  указывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать, и продуктивен  метод нагляд­ного  моделирования. Он позволя­ет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошколь­ников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Наглядное моделирование  –  это воспроизведение существен­ных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и ра­бота с ним.

Моделирование состоит из сле­дующих этапов:

– усвоение и анализ сенсор­ного материала;

– перевод его на знаково-символический язык;

– работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в  определенной последовательности с постоянным повышением доли са­мостоятельного участия дошколь­ников. При развитии навыков на­глядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

– знакомство с графическим способом представления инфор­мации;

– развитие умения дешифров­ки модели;

– формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моде­лирование выступает как опреде­ленный метод познания, с одной стороны, а с другой  –  как програм­ма для анализа новых явлений.

Игры и упражнения

При нарушениях слоговой структуры слова

Моделирование позволяет де­тям образно представить структу­ру слова, используя, заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со сло­говой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

Например,

«Рисуем» слова

Дети учатся с помощью фишек вы­кладывать слоговую схему слов. Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.

МАК, МА-МА, МА-ШИ-НА и т.д.

При формировании  лексико-грамматического строя речи.

Метод моделирования  используется на всех  занятиях и предполагает формирование умении анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова; поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить  и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на осно­ве их существенных признаков.  Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Пример,

«Подбери действия»

Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.

По три шага прошагать  –

По три действия назвать:

Как с игрушками играть?

При подготовке к обучению грамоте       

Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:

– познакомить детей с понятием «слово» и его протяженнос­тью;

– научить интонационно вы­делять звук в слове, называть слова с заданным звуком, нахо­дить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов,
различать твердые мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

– сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной зву­ковой модели, научить графически, изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

– отработать навык послогового чтения.

При обучении связной речи

В данном  случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного  высказывания:

– пересказ;

– составление рассказов по картине и серии картин;

– описательный  рассказ;

– творческий рассказ.

На  этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

–  усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителя),  передачи  события при помощи заместителей;

–  овладению умения выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины,  определять взаимосвязь между ними и объединять их  в один  сюжет.

– формирование умения создавать особый  замысел и  разворачивать его  в полный рассказ  с различными деталями и событиями;

– обучение  составлять рассказы по пейзажной картине.

 

Литература.

  1. Дошкольная Педагогика / сентябрь – октябрь 2003г. стр. 18 – 24.

2.«Логопед» Научно – методический  журнал. – январь 2005г. стр. 33 – 38.

  1. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. учеб. Заведений / Сост. М.М.  Алексеева,  В. И. Яшина. – М. : Издательский  центр « Академия», 200. – 560с.
  2. Настольная книга педагога дефектолога / Т. Б. Епифанцева. – Изд. 2 – е – Ростов н /Д: Феникс, 2006. – 576с.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов Пед. ин – ов по спец. « дошкольная педагогика и психология» – 2е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. Для логопеда.- М.: Просвещение, 1991. – 208с. 

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять