МБДОУ д/с №5

МБДОУ д/с №5 -
Uc browser

«Создание позитивного микроклимата в группе»

«Создание позитивного микроклимата в группе»

Старший воспитатель: Решетникова А.О.

Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания личности ребенка

дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди

людей, формирую у них определенные психологические

качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.

Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке – дружат в группе детки».

«Утро радостных встреч», дети после выходных проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают какие события произошли в детском саду в его отсутствие.

Использовать игры и игровые упражнения направленные на сплочение и  на совместную деятельность детей, создавать коллективные работы по ИЗО деятельности, ручному труду. Регулярно проводить этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам – научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать» и др.

Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. Можно применить «Шкатулку добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей  группы.

Совместно с детьми «разработать»  правила группы «Что можно делать, что нельзя».

ü Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

ü Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.

ü Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

ü Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.

ü Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.

ü Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.

ü Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

ü Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

ü Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.

ü Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.

ü Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

И конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.

Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.

Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе – все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Игры на сплочение.

Цели:

Ø Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности;

Ø Развитие групповой сплоченности;

Ø Формирование бережного и позитивного отношения к партнеру;

Ø Повышение самооценки детей.

«Давайте познакомимся»

Дети стоят в кругу.  По очереди каждый  называет свое имя, говорит,  что-то хорошее о себе и делает какой-нибудь жест.

Я – Лиза (поднимает руки вверх).  Я веселая.

Я – Максим (хлопает в ладоши).  Я – добрый. И т.д.

Беседа:

Объясните, зачем человеку нужен друг? Каким он должен быть? Как вы понимаете выражение «настоящий друг», «одиночество»? как объяснить значение пословицы «Старый друг лучше новых двух»?

«Волшебный мяч»

Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они рассказывают, с кем в группе дружат и почему.

Ребята, а что было приятнее: говорить самому добрые слова или слышать их от других?

«Паутина» ( на сплоченность).

Дети встают в круг, берутся за руки и «запутываются» в один большой «клубок», обязательно не разжимая рук. После этого необходимо распутаться, но с тем условием – не разжимая рук.

В чем была трудность игры?

Что помогло вам распутаться?

Какие чувства вы испытывали в начале игры, как в конце игры?

«Волшебный ковер» (на развитие чувства ответственности друг за друга)

Берется ткань размером 1,5х1,5м. дети встают в круг вокруг нее, берут двумя руками за края ткани и натягивают ее. Ткань поднимается над полом на 15-20 см. ребята по очереди медленно проходят по ней, преодолевая сопротивление ткани.

Было ли страшно идти по этому ковру? Какие опасения были? Были ли вы уверены в своих друзьях? Знали, что они обязательно поддержат?

Мирилка

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мирится нам скорей!

Хватит, нам уже сердится,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мирится:

– Ты мне друг!

– И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем!

Внутригрупповые отношения детей.

Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение – стороны общения.

Отношение –  это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек по разному относится к вещам, событиям, социальной роли, людям. Что-то ему нравится, а что – то нет. Одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию.

Позитивные отношения между детьми внутри группы – залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя – не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.

Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения необходимы не только взрослому.

С раннего возраста дети испытывают недостаток общения, имеющий ограниченный круг социального взаимодействия.

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.

Воспитатели наблюдают сложную картину межличностных отношений детей.

Человек существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами – это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.

Решению данных проблем способствует непрерывная система общения воспитатель – дети – родители. Воспитатель продумывает ряд игровых упражнений цель которых:

§  снятие напряжения в детском коллективе;

§  развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;

§  раскрепощений неуверенных в себе детей;

§  сплочение группы.

Каждая игра имеет четкую структуру:

  • организационная часть (состоит из упражнений – приветствия и упражнения -разминки), цели которой – настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;
  • основная часть ( состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр), ее цель – развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействий;
  • заключительная часть (состоит из упражнения – прощания), цели которой – символическое окончание занятий, выражение детьми своего отношения к той или иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.

Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, – это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.

Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

ü создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.

ü Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

ü Распределять между воспитанниками поручения.

ü Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:

Ø Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;

Ø В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;

Ø Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны;

Ø Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;

Ø Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун;

Ø Благоприятная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.

Приступая к работе  с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность его жизни. Поэтому педагогу следует придерживаться определенных правил.

ü Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научится новому.

ü Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить;

ü Учитывать, что лучше слышать того, кто тише говорит.

ü Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний.

ü Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности.

ü Учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделять отстающим ребятам. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять основную массу).

ü Использовать средства наглядности в определенных границах, в соответствии с возрастом детей, их возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала.

ü Обучать дошкольников в контексте их практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.

ü Создавать ребенку условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями на догадливость.

ü Учитывать, что в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с различными способами решения задач.

ü Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять