Воспитатель: Тютюноваа И.В.
Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, но ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых и, в первую очередь, от родителей.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится:
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».
Потребность детей в любви, тепле, ласке, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна, но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузка на работе, сокращение свободного времени приводит к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, что наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребёнка, его благополучию. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее всестороннее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Достичь конструктивного взаимодействия с семьей разовыми акциями невозможно, необходима целенаправленная длительная работа. Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:
- – повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области детско-родительских отношений;
- – установить партнерские отношения, которые позволят объединить усилия для воспитания детей;
- – создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий;
- – помочь родителю осознать свою роль в процессе развития ребенка;
- – привлечь внимание родителей к формированию понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития;
- – организовать пропаганду положительного опыта общественного и семейного воспитания; дать возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми.
Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Действенной формой общения воспитателей с семьёй ребёнка являются родительские собрания. Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своём ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.
Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания:
- – За неделю до собрания мы проводим анкетирование родителей по теме собрания. (Анкеты заполняются дома и их результаты используются в ходе его проведения).
- – Для активизации родителей и обеспечения их явки на собрание изготавливаем приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. В изготовлении приглашений-секретов принимают активное участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
- – В соответствии с темой собрания оформляем яркие и содержательные информационные уголки, изготавливаем буклеты, ширмы, папки-передвижки, оригинальные памятки с советами.
- – В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, участникам вручаются небольшие памятные подарки и грамоты.
- – Для активизации родительского внимания мы используем мультимедийное оборудование – видеозаписи с участием детей, фотографии, схемы, графики.
Большой отклик среди родителей нашла такая форма, как организация всевозможных выставок. Например, выставка «В мире любимых сказок», приуроченная к литературной викторине «Мы – читающая семья!», где дети и родители не только представили свои рисунки и поделки из природного материала, но и читали друг другу стихи, рассказывали сказки и невероятные истории, героями которых были их творения. На родительском собрании «Научите ребёнка любить свой город», проведённом в форме интеллектуальной игры «Колесо истории», родителям был показан видеофильм «Путешествие на автобусе времени и странствий по улицам старого города». Использование мультимедийного оборудования вызывает значительный интерес и позволяет при помощи небольших видеороликов наглядно показать родителям важные стороны развития их детей, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции и помочь выстроить верную педагогическую стратегию. Конечно, нельзя оставлять без внимания совместные досуговые формы: это и музыкально-развлекательные праздники с участием родителей, и спортивно-развлекательные мероприятия в спортзале, на улице.
Такая работа способствует расширению знаний родителей в области детско-родительских отношений, помогает формированию детско-взрослого сообщества, эмоциональному сближению детей и родителей, т.е. такого взаимоотношения взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности; формируется позитивное отношение родителей к работе ДОУ, устанавливаются доверительные отношения педагогов и родителей, что является неотъемлемым условием повышения качества воспитания и развития ребенка.
Дошкольники проживают удивительный период в своей жизни – период Детства. Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Часто Детство рассматривают как стартовую площадку, с которой начинается жизненный путь взрослого. Все начинается с детства. Ребенок не просто готовится к будущей жизни. Он живет «здесь и сейчас». Поможем ребёнку расти счастливым!!!