Учитель – логопед С.И . Давидовская
План.
- 1. Наглядные методы в логопедии.
- Дидактические игры как наглядные приемы, их роль в развитии детей.
- Использование дидактических игр.
- Развитие речи дошкольников в процессе беседы по сюжетной картине.
- Моделирование как один из наглядных методов коррекции речи детей.
- Наглядные методы в логопедии.
Наглядные методы – методы, при применении которых используются наглядные пособия и технические средства обучения. Использование наглядных методов значительно повышает эффективность логопедической работы, т. к. опирается на чувственные образы ребенка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, рисунков, просмотр кинофильмов и диафильмов, прослушивание магнитофонных записей и пластинок. К наглядным методам может относиться показ образца задания и способа действия, которые иногда выступают как самостоятельные методы. Использование наглядных пособий помогает ребенку расширять запас своих представлений, развивать познавательную деятельность, повышать общий эмоциональный фон. К наглядным средствам применяются следующие требования:
– они должны быть хорошо видны всем;
– подбираться в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка;
– соответствовать задачам данного этапа логопедической работы;
– сопровождаться правильной и четкой речью;
– словесное описание должно способствовать развитию речи, наблюдательности.
Наглядные пособия используются при нарушенных представлениях ребенка о цвете, форме, величине; при развитии фонематических восприятий; развитии звукового анализа и синтеза; при закреплении правильного произношения; расширении словарного запаса; изучении грамматического строя речи; связной речи.
Воспроизведение магнитофонных записей должно сопровождаться беседой и пересказом. Для успешной коррекции звуков на различных этапах работы возможна запись речи детей на магнитофон с последующим прослушиванием.
Кинофильмы и диафильмы используются во время беседы при пересказах содержания, для развития плавной и связной речи, при автоматизации звуков.
Словесные методы в логопедической работе используются с учетом возраста детей, характера речевого нарушения, этапа коррекционной работы, целей и задач этого этапа. При работе с дошкольниками словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. В школьном возрасте, возможно, использовать только словесные методы. Основные словесные методы – это рассказ, чтение, беседа.
Рассказ – одна из форм обучения, предполагающая описание. Рассказ используется при расширении словарного запаса ребенка, представлений о каком-либо явлении, предмете; для вызова положительных эмоций; закрепления грамматических форм речи; для создания образца грамотной речи.
При рассказе затрагиваются мышление ребенка, его чувства, происходит побуждение его к общению и обмену впечатлениями. В дошкольном возрасте рассказ может дополняться сюжетными картинками. Перед рассказом можно провести предварительную беседу, настроив детей на его восприятие, а по окончании рассказа провести итоговую беседу, обмен впечатлениями, сделать пересказ.
Беседы бывают предварительными, итоговыми и обобщающими. Это зависит от целей и задач логопедической работы. Предварительная беседа помогает уточнить знания, представления детей о чем-то. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации умений и навыков, полученных ребенком в процессе коррекции нарушения. При использовании беседы в логопедической практике должны соблюдаться следующие условия:
– должна быть опора на знания и представления, имеющиеся у ребенка;
– необходимо учитывать особенности мышления детей;
– нужно активировать мышление детей, используя различные вопросы;
– вопросы должны быть четкими, ясными и требовать однозначного ответа;
– беседа должна придерживаться задач и целей намеченной работы.
Задачи могут быть различными: развитие познавательной деятельности; закрепление правильного произношения; развитие грамматической и лексической сторон языка; развитие плавности и связности речи.
Кроме словесных методов, используются словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, оценка деятельности. Пояснение и объяснение связаны с наглядными и практическими методами.
При коррекции речевых нарушений необходимо помнить о важности оценки деятельности ребенка. Оценка должна стимулировать, направлять, активизировать деятельность ребенка. При оценке необходимо учитывать возраст ребенка, его личностные особенности, психическое развитие.
Итак, наглядный дидактический материал используется, если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, логопед применяет метод наблюдения и его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, логопед знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово логопеда, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений логопеда и детей, являются наглядные предметы или явления.
- Дидактические игры как наглядные приемы, их роль в развитии детей.
Особое место в педагогическом процессе в группах детей с общим недоразвитием речи занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность,.
В начале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение (а затем и называние) цвета (красный, синий, желтый, зеленый), формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков. В ходе дидактических игр логопед развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его спрашивают.)
Дидактические игры проводятся логопедом со всей группой (вместо фронтального занятия), с подгруппой и индивидуально. В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом», участвуют псе дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.
Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т. д.
С дидактическими игрушками дети могут играть индивидуально или коллективно.
Усвоив на занятиях определенную последовательность действий, они должны затем самостоятельно в свободное от занятий время складывать пирамидку, собирать матрешку, подбирать; грибочки по цвету.
Для детей с общим недоразвитием речи большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Пальчик-мальчик»). В такие игры играют обычно 2 -3 ребенка.
Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки, в этих играх также участвуют несколько детей.
Большинство дидактических игр логопед проводит co всей группой детей в форме занятий. Дидактические игры должны быть направлены на овладение предметными действиями. Как правило, после таких игр дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Поэтому с куклой можно провести целую серию игр, воспроизводя в них сюжеты из реальной жизни: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем».
- Использование дидактических игр.
В современной методической литературе по логопедии можно найти огромное количество дидактических игр, которые рекомендуется использовать в целях коррекции дефектов речи у детей. Ведь известно, что в игре – развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения. Для детей, обучающихся в логопедических группах, это тем более важно, потому что, как хорошо знают логопеды, наши дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Но даже и с применением дидактической игры логопеду не всегда удается добиться активности и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия. Причина в том, что большинство воспитанников логопедических групп соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость.
Продуктивнее будут решаться проблемы речевого развития, если логопед будет соединять логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы (здесь детям-логопатам присуще некоторое отставание) и самостоятельности, что является наиболее узким местом в области дошкольного воспитания.
Рассмотрим, дидактические игры, предложенные Ю.В. Сидорова.
В своей работе Ю.В. Сидорова с точки зрения логопедических целей, условно делит на две группы:
1)подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте;
2) игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.
Такие игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение. Каждая игра имеет четко определенные учебные и коррекционные задачи, причем решение логопедических задач тесно связано с коррекцией двигательной сферы. За основу взяты подвижные игры, составленные Н. В. Вавиловой, Л. В. Кармановой, А. И. Фоминой, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой; подвижные игры разных народов, собранные А. В. Кенеман, а также дидактические игры, переработанные в подвижные, из сборников 3. М. Богуславской, Е. О. Смирновой, Л. В. Артемовой, Г. С. Швайко, Г. А. Тумаковой, А. И. Максакова, А. Л. Бондаренко, В. И. Селиверстова.
Некоторые игры включают рифмованный текст, координируемый с ритмичными движениями («Ловишка из круга», «Салки в кругу», «Космонавты», «Быстро возьми, быстро сложи», «Ищи свою игрушку», «Живая стрелка»). Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп: их речь под воздействием ритмических движений тоже ритмизуется, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Проводя игру, нужно стремиться к тому, чтобы дети могли достичь игровой цели, только усвоив программный материал. Например, в игре «Кто быстрее построит пирамиду?» участники только в том случае построят пирамиду правильно, если сумеют проанализировать слова по звуковому составу; в игре «Умей слушать», чтобы разрешить «спор» животных (кто на каком этаже дома должен жить) и всех правильно расселить, нужно дифференцировать смешиваемые звуки.
В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Например, в игре «Кто скорее перенесет предметы?» они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные – те, названия которых начинаются со звонких (глухих) звуков, – самостоятельно переносят их в определенное место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.
Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию. Например, детям предлагается одно и то же задание: делить слова на слоги (в играх «Один, два и три», «Найди свой домик», «Сундучок», «Космонавты», «Стук да стук, найди слово, милый друг»). Дети не слепо выполняют команды педагога, не бездумно подчиняются, а сотрудничают с педагогом, который не только руководит игрой, но сам участвует в ней («птица» в игре «Найди свой домик», «хозяйка» в игре «Птицы», «сторож» в игре «Сторож» и др.), при необходимости дает образец поведения, следит за выполнением правил. У детей здесь есть возможность выбора (куда хочешь спрячь, какую хочешь, игрушку возьми, стань каким хочешь насекомым, цветком; кто хочет быть «стрелкой», «ловишкой», «сторожем»?; выбери любой конверт с заданием; выбери, с кем будешь выполнять задание, и т. д.).
В подвижных играх совершенствуются способы быстрой и правильной ориентировки в пространстве (двигаются по кругу, бегают врассыпную, строятся и перестраиваются в шеренгу, колонну, парами, тройками, бегают «змейкой» и т. п.). Например, в игре «Прятки» дети должны сориентироваться, чтобы найти то место, куда можно спрятать игрушку, и сделать это нужно очень быстро. Некоторые игры проводятся с пением, отдельные игры драматизируются («Пилоты», «Стук да стук, найди слово, милый друг», «Цветик – семицветик», «Найди такое дерево»). В этих играх от детей требуется соизмерение темпа движения с пением. Дети выполняют те или иные движения в соответствии с текстом песни.
В коррекционных целях используются подвижные игры со звукоподражаниями («Найди свой домик», «Пилоты», «Цветик – семицветик», «Гонки на автомобилях»).
В подвижных играх дети имитируют различные движения: изображают самолеты, машины, лошадок, цветы, деревья, спортсменов и т. д. Логопеду нужно внимательно следить за выполнением заданий детьми, а особенно за их речью, стараться не пропускать не только ошибки, но даже мельчайшие неточности, пытаться приучать к этому и детей.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо, непринужденно. При выборе игры нужно учитывать тему, которую дети изучают на логопедических занятиях.
Проводя подвижную игру, необходимо помнить о ее основном назначении – развитии движений. Детям надо предоставлять максимальную возможность удовлетворять свою потребность в движении.
Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы логопеда.
Примеры игр, составленных Ю.В. Сидоровой.
Звуковой анализ и синтез слова.
«Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, координацию, ловкость, точность движений.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Все играющие становятся в круг. Один встает в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается – выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не скажет 2 – 3 слова. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие – проигравшими.
«Мяч в кругу»
Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Все играющие становятся в круг. Дети бросают мяч друг другу (по желанию), одновременно говоря слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком с, а другой со звуком ш, следующий – со звуком с и т. д. Затем задание можно изменить: подбирать слова попеременно со звуками з – ж, ш – не, р – л, с – з, с – ц и т.д. Кто ошибается, выходит из игры. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие – проигравшими.
Примечание: Автор соединяет наглядность с использование движений, что, по мнению Ю.В. Сидоровой, систематизирует знания, способствует более продуктивному решению речевой проблемы.
Слоговой анализ и синтез слова.
«Один, два, три»
Цель: определение количества слогов в словах, воспитание произвольного внимания, упражнение в построении и перестроении.
Оборудование: доска или подставка, крупные предметные картинки.
Описание игры. Дети ходят врассыпную. На сигнал логопеда: «Внимание!» – дети смотрят на выставленную, на доске картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками в зависимости от количества слогов в названии предмета на картинке.
Закрепление навыков чтения и письма, анализа предложений.
«Быстро возьми, быстро сложи»
Цель: закреплять знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; учить прыжкам на одной ноге, быстрому бегу в прямом направлении, развивать ловкость.
Оборудование: 4 набора кубиков с буквами, 4 предметные картинки (по две для каждой команды), подставки для них.
Описание игры. Дети разбиваются на две команды. Команды строятся у подставок с картинками. На противоположной стороне группы – кубики. После слов ведущего: «Мы умеем быстро бегать, любим, прыгать и скакать. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!» – все дети прыгают на одной ноге до кубиков, берут по два кубика и возвращаются к месту старта бегом. Оставляют кубики и прыгают на другой ноге за оставшимися кубиками; вновь возвращаются бегом. Затем каждая команда из принесенных кубиков складывает по два слова, обозначающих предметы на картинках. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно сложит слова.
- Развитие речи дошкольников в процессе беседы по сюжетной картине.
Среди наглядного материала преобладающее место в логопедической работе занимают также сюжетные картинки. Сюжетные картины служат эффективным средством познания ребенком окружающей действительности. Они позволяют уточнить представления детей о предметах и явлениях.
Одним из основных приемов при рассматривании картин являются вопросы педагога. Педагогу необходимо так построить беседу с детьми, чтобы в ее ходе была обеспечена полнота восприятия картины. Вопросы помогают ребенку понять общий смысл картины, направляют его внимание на выяснение взаимосвязей между фрагментами, предоставляют возможность высказать свое отношение к изображенным событиям.
Правильно построенная беседа по картине является очень важной формой работы по развитию речи.
Ушакова О.С. и Смирнова А.К. проводя исследование о роли сюжетных картинок в развитии связной речи старших дошкольников, убедились в эффективности использования в работе логопеда наглядного дидактического материала.
В своей работе ими были поставлены следующие задачи:
Разработать содержание и методику работы по использованию серий сюжетных картин для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Выявить особенности восприятия детьми сюжетных картин, зависимость, содержания и словесного оформления высказывания от сюжета картин.
Разработать серии картин, сюжеты которых дали бы детям представление о композиции, структуре высказывания, помогли бы использовать картины как средство, стимулирующее формирование различных синтаксических конструкций, разнообразных типов связей между предложениями, между частями высказывания.
Составляя серии сюжетных картин, они учитывали особенности восприятия картин дошкольниками и стремились, чтобы содержание серии было детям понятно, близко их жизненному опыту, персонажи – выразительны; в сюжетах четко прослеживается логическая последовательность, завершенность; содержание картин интересно детям не только изображением, но и нравственным смыслом; учитывалось и эстетическое оформление картин, решение умственных задач.
Особое значение они придавали разработке методики работы с сериями сюжетных картин, чтобы использовать их для формирования представлений о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка), умений придумать заглавие рассказу, логически переходить от одной картины к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Варианты предъявления картин были также разнообразными. В каждую серию входит от 3 до 5 картин:
1 серия. «Девочка и еж» (на 1-й картинке изображена встреча на лесной полянке девочки и ежика; на 2-й картинке – ежик показывает девочке гриб; на 3-й – девочка вместе с ежом срезает гриб; на 4-й – девочка прощается с ежиком).
2 серия. «Верный друг» (1 – мальчик с санками на горе, рядом сидит собака; 2 – мальчик попал в прорубь, зовет на помощь; 3 – собака вытаскивает мальчика на крепкий лед; 4 – мальчик лежит в постели с завязанным горлом).
3 серия. «Больная белочка» (1 – девочка с корзинкой и мальчик с сачком идут в лес; 2 – дети заметили раненую белочку, из лапки течет кровь; 3 – дети перевязывают лапку платком; 4 – дети несут белочку домой лечить, корзинка пуста).
4 серия. «Шишка» (1 – заяц и белочка на полянке прыгают через веревочку, из-за кустов выглядывает волк; 2 – волк бросается за зайцем, белочка прыгает на дерево; 3 – белка бросает на голову волку шишку, заяц убегает; 4 – волк держится за перевязанную голову, рядом валяется шишка).
5 серия. «День рождения» (1 – мама-медведица с медвежонком стоят у раскрытого окна, в комнате накрыт праздничный стол, из окна видно, как идет заяц, в конуре лежит собака; 2 – в комнате медведей нет, кот тащит со стола коробку с конфетами, собака смотрит в окно; 3 – медведи
с гостями (белка, заяц пришли), конфет на столе нет, одна ленточка на
полу. Мишка плачет, мама его успокаивает; 4 – собака приносит конфеты, все рады; 5 – белка, заяц, собака, медвежонок сидят за столом, мама-медведица разливает чай, кошки со всеми нет).
6 серия. «Сильный дождь» (1 – ясная погода, стоит дерево, светит солнце; 2 – надвигается туча на солнце, от ветра колышутся ветви дерева; 3 – сильный дождь, дерево покачнулось, колышется трава; 4 – ветер стихает, туча уходит, видна половина солнца; 5 – такая же, как и 1).
7 серия. «Помогли ветерану» ( 1 – на скамейке сидит ветеран в очках, читает книгу; 2 – мальчик и девочка стоят у скамейки, на которой лежат очки и книга; 3 – дети относят очки и книгу в милицию; 4 – милиционер отдает ветерану его пропажу, он благодарит детей за находку).
8 серия. «Убираем огород» (1 – маленький мальчик играет в песочнице, рядом с ним грузовик; 2 – дети идут на огород собирать урожай; 3 – они приглашают мальчика помочь им, грузят на его грузовик часть овощей).
9 серия. «Помогаю бабушке» (1 – дома в комнате спит бабушка, внук сидит за столом; 2 – внук убирает комнату, подметает пол; 3 – бабушка благодарит внука за помощь).
Эти серии картин использовались нами для развития связной речи, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.
Наряду с традиционными приемами развития связной речи по сюжетным картинам (составление рассказа по образцу педагога, по плану, предложенному воспитателем вместе с детьми, придумывание рассказа по вопросам воспитателя), они разработали различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа.
- Моделирование как один из наглядных методов коррекции речи детей.
Практика логопедической работы указывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать, и продуктивен метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов:
– усвоение и анализ сенсорного материала;
– перевод его на знаково-символический язык;
– работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
– знакомство с графическим способом представления информации;
– развитие умения дешифровки модели;
– формирование навыка самостоятельного моделирования.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.
Игры и упражнения
При нарушениях слоговой структуры слова
Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя, заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
Например,
«Рисуем» слова
Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов. Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.
МАК, МА-МА, МА-ШИ-НА и т.д.
При формировании лексико-грамматического строя речи.
Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умении анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова; поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
Пример,
«Подбери действия»
Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.
По три шага прошагать –
По три действия назвать:
Как с игрушками играть?
При подготовке к обучению грамоте
Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:
– познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
– научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов,
различать твердые мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
– сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически, изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
– отработать навык послогового чтения.
При обучении связной речи
В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
– пересказ;
– составление рассказов по картине и серии картин;
– описательный рассказ;
– творческий рассказ.
На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:
– усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителя), передачи события при помощи заместителей;
– овладению умения выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет.
– формирование умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
– обучение составлять рассказы по пейзажной картине.
Литература.
- Дошкольная Педагогика / сентябрь – октябрь 2003г. стр. 18 – 24.
2.«Логопед» Научно – методический журнал. – январь 2005г. стр. 33 – 38.
- Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. учеб. Заведений / Сост. М.М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр « Академия», 200. – 560с.
- Настольная книга педагога дефектолога / Т. Б. Епифанцева. – Изд. 2 – е – Ростов н /Д: Феникс, 2006. – 576с.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов Пед. ин – ов по спец. « дошкольная педагогика и психология» – 2е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. Для логопеда.- М.: Просвещение, 1991. – 208с.