Воспитатель: Решетняк Е.В.
Формирование целостного, комплексного, интегративного системно- деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС. Современный человек должен в своей жизни быть исследователем. Одна из важнейших задач современного образования в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов – это формирование исследовательских умений дошкольников.
Ребнок познат мир в процессе любой своей деятельности, но в познавательно- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (как устроен мир и почему так происходит, зачем и для чего).
Маленький человечек учится устанавливать причинно-следственные, пространственные и временные связи между предметами и явлениями. Результатом познавательно-исследовательской деятельности дошкольника – высокое умственное развитие.
Исследовательская деятельность способствует развитию творчества у ребёнка и помогает решать следующие задачи:
- – способствует формированию коммуникативных навыков;
- – формирует предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- – развивает умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- – формирует умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них, дети получают возможность опробовать любой новый материал.
Одним из самых эффективных путей развития потенциала личности можно считать исследовательскую деятельность.
Системная работа по данному направлению позволяет:
- развивать у детей критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;
- развивать детскую любознательность и пытливость ума;
- позволяет достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.
Уважаемые родители, исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях, не обязательно создавать какие – либо специальные условия.
Например:
а) разрешите играть в ванной комнате с пустыми баночками, флаконами, мыльницам,
воздушными шариками разных форм: (Во, что больше воды поместилось? Куда вода легче
набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку – ведром или губкой? Имеет ли вода форму?). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
б) позвольте экспериментировать с предметами: (Тонут или плавают в воде. Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
в) помощь в уборке комнаты: (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
г) уход за цветами: (Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?) Это начало воспитания бережного отношения к природе, формирования знаний о растениях и способах ухода за ними.
Уважаемые родители, надеемся вам, помогут советы:
- будьте внимательны к своему ребенку, поддерживаете интерес и его активность;
- поощряйте ребенка за стремление и активность в поиске новых знаний, умений;
- вместе с ребенком принимайте участие в поисково – исследовательской деятельности;
- не забывайте, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Именно в процессе игры вы можете передать необходимые знания;
- чаще говорите с ребѐнком, поясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений;
- помогите ему научиться высказывать свои желания, чувства и переживания;
- ежедневно интересуйтесь делами, проблемами, переживаниями ребёнка, его достижениями.
Для детей самые главные люди в мире – родители, ваши слова становятся для детей руководством к действию.