Воспитатель: Филипченко Я.С
Программное содержание: Знакомить детей с изменениями, происходящими в жизни животных с приходом осени, как дикие животные готовятся к зиме. Расширять знания детей о том, что животные зависят от природных условий и приспосабливаются, чтобы выжить. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к животным. Расширять активный словарь по теме. Закрепить обобщающее понятие «дикие животные»,названия жилищ животных .Развивать интерес и любовь к родной природе.
Оборудование и материалы: Видеописьмо тетушки Совы, телевизор, гномик, ежик (игрушка), конверт с кленовым листиком, конверт с игрой «Подбери хвосты», тонированная бумага с изображением диких животных, пластилин ,восковые мелки, вата, засушенные листья березы, гуашь белого цвета, кисточки, клеящий карандаш, цветная бумага, ножницы, клеенки, салфетки.
Предварительная работа: Чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е Чарушина, В. Бианки,И. Соколова-Микитова, М. Пришвина; разучивание дыхательного имитационного упражнения «Ежик»,двигательное упражнение «В гости к гному».
Ход:
Воспитатель показывает детям конверт и произносит:
– Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что стучится к нам в окно?
Достает из конверта и показывает желтый кленовый листок.
-Это на осеннем листочке лесной гном прислал нам приглашение в лес. Мы его примем и отправимся в гости к лесному гному.
Двигательное упражнение «В гости к гному».
К гному в гости мы идем, Дети маршируют.
Громко песенку поем:
«Тра-ля-ля…» Ходят на носках.
В гости к гному мы идем. Дети маршируют.
В гости к гному мы идем,
Тихо песенку поем:
«Тра-ля-ля…» Дети ходят на пятках.
В гости к гному мы идем! Дети маршируют.
Воспитатель показывает детям домик и сидящего около него гномика:
-А вот и лесной гном!
Гном: Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас в гости к мудрой Сове. Она хочет что-то рассказать и прислала видеописьмо. Усаживайтесь на бревнышки поудобнее. Тетушка Сова начинает свой рассказ. В лесу сейчас горячая пора, все животные заняты своим делом, каждый день им дорог. Все спешат, торопятся: животным нужно как следует приготовиться к зимним холодам , в лесные кладовые пропитание на всю зиму заготавливают, норы утепляют, шубки летние на зимние меняют. Зимой они будут незаметны на снегу. Заяц – летом серый, а зимой белый. Белка летнюю рыжую шубку меняет на зимнюю серую; еж, медведь крепко спят всю зиму.
Просмотр видеофильма . Беседа об увиденном.
Какая осень наступила? (поздняя)
– Какие осенние месяца вы знаете?
-С каким осенним месяцем познакомила Сова? (С ноябрем)
-Как дикие животные готовятся к зиме?
Дети: Дни стали короче, а ночи длиннее. Холодает. Скоро зима. Лесные жители не сидят без дела, готовятся к холодной, снежной, голодной зиме. Все животные делают на зиму запасы и относят их в свои норки. Это поможет им пережить зиму и дождаться теплой весны.
Воспитатель – Вспомните, какие животные живут в лесу и какие у них домики?
Дети: Белка живет в дупле. Летнюю рыжую шубку меняет, на зимнюю – серую. В кладовой у нее сложены лесные орешки и шишки, кроме того она собирает грибы. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев, и подкрепляться сушеными грибами.
Воспитатель: Некоторые звери не только делают на зиму запасы, но и меняют летние шубы, на зимние. Догадайтесь, кто это?
Воспитатель: Правильно, ребята! Зайчик всегда к зиме меняет свою шубку с серой, на белую. Даже в загадке про зайчика говорится: «Летом серый, зимой белый». Тепло зайцу в зимней шубке, и на белом снегу его не заметят ни волк, ни лиса.
Дети: Ежи, как и медведи всю зиму спят. Но перед тем как залечь в зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться .Кормится еж ночью.
Гномик – А что же он ест? Червей, жуков, ящериц, мышей, яйца птиц, любит лесные яблоки, ягоды, грибы.
Гномик слышит шуршание , все узнают ежика который предлагает пройтись по лесным дорожкам и посмотреть, что же сейчас делается в лесу, и как животные готовятся к зиме.
Динамическая пауза «Ежик топал по тропинке».
Ежик топал по тропинке Ходьба на месте маленькими шагами
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша
Тихо листьями шурша. Шарканье ногами.
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
Шубку серую свою
Он сменил на белую. Прыжки на месте как «зайчики»
Идет по лесу серый волк,
Голодный волк – серый бок. Широкий пружинистый шаг.
Чтоб волку не попасться на зубок,
Ты, еж, свернись скорей в клубок. Сесть на корточки.
Гномик – Кто-то потерял конверт. Да это же карточки с животными у которых потерялись хвостики. Давайте поможем нашим зверятам.
Игра « Подбери хвосты».
Гномик – Молодцы все ребята с заданием справились, все животные нашли свои хвостики.
А теперь поможем зверятам, подготовиться к зиме.
Дети рассаживаются за столы и выполняют работу по изо деятельности.(объемная лепка грибов для белочки; рисование восковыми мелками веточек ели; рисование зайчика тычком, покрытие зайчика белой шерстки (вата); аппликация берлоги для медведя).
Воспитатель:- Лена, какую шубку меняет зайчик осенью? ( серую на белую)
– Катя ,где спит медведь? (в берлоге)
– Саша, какие запасы делает белочка на зиму (грибы)
-Сегодня мы узнали, что звери и птицы по-разному готовятся к зиме: белки и мышки делают запасы, медведи и ежи готовятся к спячке, многие птицы улетают на юг, чтобы обязательно вернуться ранней весной в родные края. До свидания гномик. Нам пора возвращаться домой.