МБДОУ д/с №5

МБДОУ д/с №5 -
Uc browser

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА

Старший воспитатель: Решетникова А.О.
Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограничен­ного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную за­висимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций разви­тия (М. М. Поташник, А. Ю. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева).
Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показа­телей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объек­тов также в стандартной форме.
Применяется мониторинг к конкретным объектам для решения четко очерченного круга задач.
В системе мониторинга выделяются мониторинговые явления и мониторинговые индикаторы.
Мониторинговые явления – это группа явлений, системные показатели которых могут с дос­таточной полнотой отразить движущие силы, тенденции развития, характер их взаимодействия. Они не только определяют, но и предопределяют то или иное событие, тенденции развития (и их показатели), то есть имеют прогностическую направленность. Каждое отдельное мониторинго­вое явление включает момент общего, характерного для всех явлений, подчиняющихся опреде­ленным законам, и тем самым в каких-то чертах повторяет другие явления.
Мониторинговый индикатор – это совокупность признаков, которые имеют мониторинговые источники. Индикатор определяет доступность изучаемого объекта наблюдению и измерению. Разработка мониторинговой системы требует выявления из бесконечных рядов причинно-следственных связей именно таких индикаторов, которые концентрируют сущностное отражение причин и условий и информируют о стабильности показателей качества образования и качества развития или о приближении развития к переходу в новое качество.

Данные характеристики и составляют предмет мониторинга.
Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми 3-5 лет планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.
Для достижения данной цели разработаны мониторинговые индикаторы в соответствии с определенными ФГТ интегративными качествами, формирование которых выступает объек­том мониторинга.
Реализация принципа интеграции обеспечена изучением базовых показателей развития, кото­рые характеризуются информативностью и прогностичностью, формируются в разных видах детской деятельности при освоении всех образовательных областей и являются комплексными.
Мониторинговые индикаторы по сути являются планируемыми результатами формирования того или иного интегративного качества в каждой возрастной группе и имеют преемственный с возрастной точки зрения характер. Их распределение по уровням достижения планируемых ре­зультатов позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс и вво­дит психическое развитие ребенка-дошкольника в контекст целенаправленного формирования возрастных психологических новообразований посредством освоения ребенком образовательных областей.
Мониторинговые индикаторы, демонстрирующие планируемые* результаты формирования определенного интегративного качества, отражают перспективные линии развития ребенка-дошкольника, показывают, как происходит оформление тех показателей развития, которые рас­сматриваются как итоговые интегративные качества.
Методологической основой разработки мониторинговых индикаторов с точки зрения возрас­та выступает положение Л. С. Выготского, который считал: необходимо исследовать историю развития психических функций, изучать не только сложившиеся, но и складывающиеся функции в их предпосылочных, первичных проявлениях.
Особую важность исследованию предпосылочных и первых проявлений сложных психиче­ских функций придает тот факт, что ранние периоды онтогенеза проецируются на дальнейшее психическое развитие. Данный момент ярко выразил П. П. Блонский. По его мнению, изучение ребенка – это изучение истории его развития, причем основные проблемы его развития лучше всего выясняются на начальных периодах жизни… своего рода первобытной истории его раз­вития. И в школьной и даже юношеской жизни человека «еще сильны отзвуки его ясельного детства». Такой подход позволяет понять тот уникальный вклад, который имеет каждый отдель­ный период развития ребенка для его общего психического развития, тот вклад, который имеет сегодняшнее развитие в отношении «завтрашнего дня».
В основу разработки преемственных мониторинговых индикаторов положены результаты как классических, так и современных фундаментальных и прикладных исследований в области дет­ской психологии позволили выделить следующие тенденции в развитии ребенка-дошкольника:
-освоение общечеловеческих ценностей, норм взаимоотношений в обществе;
-развитие целенаправленности, созидательное, перспективной направленности деятельно­сти;
-преодоление внешнепредметной заданности поведения, потеря непосредственности всех проявлений активности, освоение элементов планирования, рождение осознания произвольности поведения, то есть способности владения и управления собой;
-стремление познавать те связи и отношения, которые не воспринимаются органами чувств и познаются только опосредованно, приобретаются и выражаются с помощью рассуждений;
-преобразование общения со взрослым под влиянием новых потребностей ребенка;
-возникновение подлинного сотрудничества со сверстниками; ‘ – интеллектуализация поступков и деятельности.
Знания, умения и навыки деятельности (по уровню сформированности которых в традиционной парадигме оценивалось качество дошкольного образова­ния) отражают лишь техническую сторону деятельности, тогда как для мониторинга качества образования принципиальную важность имеет изучение побуждений к деятельности и способ­ность к ее самоорганизации. Обозначенная трияда: во-первых, знания, умения и навыки, во-вторых, побуждения, в третьих, самоорганизация деятельности и поведения – составила концеп­туальную основу для разработки индикаторов мониторинговой оценки интегративных качеств.
Итак, каждое интегративное качество, определенное ФГТ, представлено рядом мониторинго­вых индикаторов в соответствии с возрастом воспитанника, для оценки которых разработаны оценочные шкалы. Совокупность мониторинговых индикаторов составляет содержание мони­торинга.
Исходя из особенностей развития ребенка в разные периоды дошкольного детства, нами кон­кретизирован интегративный показатель «Овладевший предпосылками учебной деятельности» в отношении детей 3-4 лет как «Овладевший предпосылками самоорганизации деятельности». В разделах «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыка­ми», «Имеющий первичные представления» и «Овладевший навыками деятельности» описан пе­речень тех основных знаний и навыков для детей каждой возрастной группы, которые являются наиболее информативными для определения их достижений в становлении интегративных ка­честв, но данный перечень может быть дополнен в соответствии с той общеобразовательной про­граммой, которую реализует каждое дошкольное образовательное учреждение.
Форма и процедура мониторинга. Мониторинговая процедура предполагает, что монито­ринг качества дошкольного образования проводится всеми специалистами ДОУ, работающими с ребенком. Однако в мониторинговой деятельности специалистов различаются такие понятия, как предмет диагностики и методический инструментарий. В совокупности использование раз­нообразных методик, изучение одного и того же содержания развития ребенка с разных профес­сиональных позиций и с помощью разных методических средств позволяет составить комплекс­ное объективное представление о сформированное интегративных качеств, которые и являют­ся критериями характера реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, ку­да входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, музыкальный руководитель (таблица).

Изучение интегративных качеств

Интегративные качества Специалист ДОУ Методы мониторинга
Физически развитый, овладевший ос­новными культурно-гигиеническими навыками Старший воспитатель, воспита­тель Стандартизированное наблюде­ние, экспериментальные проце­дуры, тесты
Любознательный, активный Воспитатель, старший воспитатель Экспериментальные процедуры, тесты
Эмоционально отзывчивый Воспитатель, старший воспитатель, музы­кальный руководи­тель Стандартизированное наблюде­ние, экспериментальные проце­дуры, тесты, беседа
Овладевший средствами общения и спо­собами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Воспитатель, старший воспитатель Стандартизированное наблюде­ние, экспериментальные проце­дуры, тесты, беседа
Способный управлять своим поведени­ем и планировать свои действия на ос­нове первичных ценностных представ­лений, соблюдение элементарных об­щепринятых норм и правил поведения Воспитатель, старший воспитатель Экспериментальные процедуры, тесты, беседа
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адек­ватные возрасту Воспитатель, старший воспитатель Экспериментальные процедуры, тесты, беседа
Овладевший универсальными предпо­сылками учебной деятельности: умени­ем работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его ин­струкции Воспитатель, старший воспитатель Экспериментальные процедуры, тесты, беседа
Имеющий первичные представления   о себе, семье, обществе, государстве,  мире и природе Воспитатель Беседа
Овладевший,  умениями и навыками, не­обходимыми для осуществления раз­личных видов детской деятельности Воспитатель, музы­кальный руководи­тель, старший воспитатель Стандартизированное наблюде­ние, экспериментальные проце­дуры

Первый этап. Воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель на заседании консилиума представляют доказательные данные о ребенке, полученные с исполь­зованием малоформализованных методик, преимущественно в процессе наблюдений на занятиях и в самостоятельной деятельности. Воспитатель представляет количест­венные и качественные данные по освоению основных движений и физических качеств, работо­способности, а музыкальный руководитель – по освоению музыкально-ритмических движений, певческих навыков, навыков слушания музыки и проявлению отзывчивости на музыку.
Старший воспитатель представляет данные о ребенке, полученные им в процессе индивидуаль­ного взаимодействия с ребенком с использованием формализованных диагностических методик (тестовых процедур, естественного эксперимента, беседы, проективных методик), отвечающих таким требованиям, как экономичность процедуры, развивающий характер взаимодействия взрослого с ребенком, прогностичность результатов психологического обследования, близость диагностических заданий к педагогическому процессу, возможность перевода результатов мето­дик на педагогический язык.
В процессе обсуждения представленных данных команда специалистов делает вывод о соот­ветствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируе­мых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества: высоко­му, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов. Низший уровень – 1-3 балла, низкий – 5-6 баллов, средний – 7-9 баллов, высокий – 10-12 баллов.
Разброс баллов по уровням, например при высоком уровне – 10-12 баллов, позволяет педаго­гам отразить степень выраженности и устойчивости мониторинговых индикаторов, характери­зующих динамику формирования интегративных качеств у каждого ребенка.
Второй этап. Команда специалистов принимает одно из двух решений.
Данные о ребенке исчерпывающие, информативные, нет существенных разногласий в дан­ных, полученных разными специалистами.
Существует необходимость получить более подробную диагностическую информацию, до­полнить ее экспертными оценками родителей, а также беседой с ребенком, выполнением им спе­циально подобранных диагностических заданий, анализом продуктов его деятельности. В дан­ном случае необходимая информация собирается специалистами в процессе дополнительных ди­агностических процедур.
Третий этап. Изучив информацию, специалисты составляют интегративную характеристику, описывающую, включающую динамику сформированности интегративных качеств у отдельных детей и группы дошкольников в целом. Иными словами, происходит «сборка статуса ребенка (группы)».
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением, но не менее двух раз в год.
В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образо­вательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низ­кому и низшему – зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.
В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных по­требностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять