Старший воспитатель: Решетникова А.О.
Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития (М. М. Поташник, А. Ю. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева).
Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.
Применяется мониторинг к конкретным объектам для решения четко очерченного круга задач.
В системе мониторинга выделяются мониторинговые явления и мониторинговые индикаторы.
Мониторинговые явления – это группа явлений, системные показатели которых могут с достаточной полнотой отразить движущие силы, тенденции развития, характер их взаимодействия. Они не только определяют, но и предопределяют то или иное событие, тенденции развития (и их показатели), то есть имеют прогностическую направленность. Каждое отдельное мониторинговое явление включает момент общего, характерного для всех явлений, подчиняющихся определенным законам, и тем самым в каких-то чертах повторяет другие явления.
Мониторинговый индикатор – это совокупность признаков, которые имеют мониторинговые источники. Индикатор определяет доступность изучаемого объекта наблюдению и измерению. Разработка мониторинговой системы требует выявления из бесконечных рядов причинно-следственных связей именно таких индикаторов, которые концентрируют сущностное отражение причин и условий и информируют о стабильности показателей качества образования и качества развития или о приближении развития к переходу в новое качество.
Данные характеристики и составляют предмет мониторинга.
Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми 3-5 лет планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.
Для достижения данной цели разработаны мониторинговые индикаторы в соответствии с определенными ФГТ интегративными качествами, формирование которых выступает объектом мониторинга.
Реализация принципа интеграции обеспечена изучением базовых показателей развития, которые характеризуются информативностью и прогностичностью, формируются в разных видах детской деятельности при освоении всех образовательных областей и являются комплексными.
Мониторинговые индикаторы по сути являются планируемыми результатами формирования того или иного интегративного качества в каждой возрастной группе и имеют преемственный с возрастной точки зрения характер. Их распределение по уровням достижения планируемых результатов позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс и вводит психическое развитие ребенка-дошкольника в контекст целенаправленного формирования возрастных психологических новообразований посредством освоения ребенком образовательных областей.
Мониторинговые индикаторы, демонстрирующие планируемые* результаты формирования определенного интегративного качества, отражают перспективные линии развития ребенка-дошкольника, показывают, как происходит оформление тех показателей развития, которые рассматриваются как итоговые интегративные качества.
Методологической основой разработки мониторинговых индикаторов с точки зрения возраста выступает положение Л. С. Выготского, который считал: необходимо исследовать историю развития психических функций, изучать не только сложившиеся, но и складывающиеся функции в их предпосылочных, первичных проявлениях.
Особую важность исследованию предпосылочных и первых проявлений сложных психических функций придает тот факт, что ранние периоды онтогенеза проецируются на дальнейшее психическое развитие. Данный момент ярко выразил П. П. Блонский. По его мнению, изучение ребенка – это изучение истории его развития, причем основные проблемы его развития лучше всего выясняются на начальных периодах жизни… своего рода первобытной истории его развития. И в школьной и даже юношеской жизни человека «еще сильны отзвуки его ясельного детства». Такой подход позволяет понять тот уникальный вклад, который имеет каждый отдельный период развития ребенка для его общего психического развития, тот вклад, который имеет сегодняшнее развитие в отношении «завтрашнего дня».
В основу разработки преемственных мониторинговых индикаторов положены результаты как классических, так и современных фундаментальных и прикладных исследований в области детской психологии позволили выделить следующие тенденции в развитии ребенка-дошкольника:
-освоение общечеловеческих ценностей, норм взаимоотношений в обществе;
-развитие целенаправленности, созидательное, перспективной направленности деятельности;
-преодоление внешнепредметной заданности поведения, потеря непосредственности всех проявлений активности, освоение элементов планирования, рождение осознания произвольности поведения, то есть способности владения и управления собой;
-стремление познавать те связи и отношения, которые не воспринимаются органами чувств и познаются только опосредованно, приобретаются и выражаются с помощью рассуждений;
-преобразование общения со взрослым под влиянием новых потребностей ребенка;
-возникновение подлинного сотрудничества со сверстниками; ‘ – интеллектуализация поступков и деятельности.
Знания, умения и навыки деятельности (по уровню сформированности которых в традиционной парадигме оценивалось качество дошкольного образования) отражают лишь техническую сторону деятельности, тогда как для мониторинга качества образования принципиальную важность имеет изучение побуждений к деятельности и способность к ее самоорганизации. Обозначенная трияда: во-первых, знания, умения и навыки, во-вторых, побуждения, в третьих, самоорганизация деятельности и поведения – составила концептуальную основу для разработки индикаторов мониторинговой оценки интегративных качеств.
Итак, каждое интегративное качество, определенное ФГТ, представлено рядом мониторинговых индикаторов в соответствии с возрастом воспитанника, для оценки которых разработаны оценочные шкалы. Совокупность мониторинговых индикаторов составляет содержание мониторинга.
Исходя из особенностей развития ребенка в разные периоды дошкольного детства, нами конкретизирован интегративный показатель «Овладевший предпосылками учебной деятельности» в отношении детей 3-4 лет как «Овладевший предпосылками самоорганизации деятельности». В разделах «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «Имеющий первичные представления» и «Овладевший навыками деятельности» описан перечень тех основных знаний и навыков для детей каждой возрастной группы, которые являются наиболее информативными для определения их достижений в становлении интегративных качеств, но данный перечень может быть дополнен в соответствии с той общеобразовательной программой, которую реализует каждое дошкольное образовательное учреждение.
Форма и процедура мониторинга. Мониторинговая процедура предполагает, что мониторинг качества дошкольного образования проводится всеми специалистами ДОУ, работающими с ребенком. Однако в мониторинговой деятельности специалистов различаются такие понятия, как предмет диагностики и методический инструментарий. В совокупности использование разнообразных методик, изучение одного и того же содержания развития ребенка с разных профессиональных позиций и с помощью разных методических средств позволяет составить комплексное объективное представление о сформированное интегративных качеств, которые и являются критериями характера реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, музыкальный руководитель (таблица).
Изучение интегративных качеств
Интегративные качества | Специалист ДОУ | Методы мониторинга |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | Старший воспитатель, воспитатель | Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты |
Любознательный, активный | Воспитатель, старший воспитатель | Экспериментальные процедуры, тесты |
Эмоционально отзывчивый | Воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель | Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Воспитатель, старший воспитатель | Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения | Воспитатель, старший воспитатель | Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Воспитатель, старший воспитатель | Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | Воспитатель, старший воспитатель | Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | Воспитатель | Беседа |
Овладевший, умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности | Воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель | Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры |
Первый этап. Воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель на заседании консилиума представляют доказательные данные о ребенке, полученные с использованием малоформализованных методик, преимущественно в процессе наблюдений на занятиях и в самостоятельной деятельности. Воспитатель представляет количественные и качественные данные по освоению основных движений и физических качеств, работоспособности, а музыкальный руководитель – по освоению музыкально-ритмических движений, певческих навыков, навыков слушания музыки и проявлению отзывчивости на музыку.
Старший воспитатель представляет данные о ребенке, полученные им в процессе индивидуального взаимодействия с ребенком с использованием формализованных диагностических методик (тестовых процедур, естественного эксперимента, беседы, проективных методик), отвечающих таким требованиям, как экономичность процедуры, развивающий характер взаимодействия взрослого с ребенком, прогностичность результатов психологического обследования, близость диагностических заданий к педагогическому процессу, возможность перевода результатов методик на педагогический язык.
В процессе обсуждения представленных данных команда специалистов делает вывод о соответствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов. Низший уровень – 1-3 балла, низкий – 5-6 баллов, средний – 7-9 баллов, высокий – 10-12 баллов.
Разброс баллов по уровням, например при высоком уровне – 10-12 баллов, позволяет педагогам отразить степень выраженности и устойчивости мониторинговых индикаторов, характеризующих динамику формирования интегративных качеств у каждого ребенка.
Второй этап. Команда специалистов принимает одно из двух решений.
Данные о ребенке исчерпывающие, информативные, нет существенных разногласий в данных, полученных разными специалистами.
Существует необходимость получить более подробную диагностическую информацию, дополнить ее экспертными оценками родителей, а также беседой с ребенком, выполнением им специально подобранных диагностических заданий, анализом продуктов его деятельности. В данном случае необходимая информация собирается специалистами в процессе дополнительных диагностических процедур.
Третий этап. Изучив информацию, специалисты составляют интегративную характеристику, описывающую, включающую динамику сформированности интегративных качеств у отдельных детей и группы дошкольников в целом. Иными словами, происходит «сборка статуса ребенка (группы)».
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением, но не менее двух раз в год.
В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему – зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.
В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.