МБДОУ д/с №5

МБДОУ д/с №5 -
Uc browser

Экологический проект «Берегите птиц».

составила:  воспитатель Картушина О.Д.

Вид проекта:: информационно- познавательный, творческий.

Тип проекта: игровой.

Срок реализации: долгосрочный (три месяца ).

Состав участников: воспитатели, дети 3-4 лет, их родители

Цель: Формирование ответственности и бережного отношения к птицам.

Задачи:

  1. Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции.
  2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
  3. Формировать экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведение.
  4. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

Средства: подготовить иллюстрации, наборы карандашей, красок, альбомные листы, маски для игр, кормушки, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей.

Актуальность проекта:

отсутствие у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о птицах зимой.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.

Предполагаемый продукт проекта:

  1. Альбом зимующие птицы для Маши.
  2. Папка проекта.

3.Стенд «Берегите птиц. Птицы – наши друзья»

4.Аппликация «Птицы на кормушке»

  1. Изготовление кормушек «Каждой пичужке – наша кормушка»

6.Изготовление кормушек детьми (картон, обклеенный пшеном).

Формы работы с детьми:

ООД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, оформление выставки.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение с педагогами и родителями цели и задач проекта.

1.Подбор художественной литературы.

2.Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.

  1. Обсуждение работы воспитателей с детьми.
  2. Обсуждение выставки рисунков «Угощение для снегирей» и аппликации «Птицы на кормушке»
  3. Обсуждение срока выполнения работы.
  4. Обсуждение методики и объема работы с учетом возрастных особенностей детей с воспитателями.
  5. Обсуждение проведения конкурса изготовление кормушек «Каждой пичужке – наша кормушка»
  6. Составление плана работы.

II этап – основной (практический)

Работа с воспитанниками

1 неделя

Рассматривание альбома: «Птицы»

Совместное сочинение рассказа «Как мы птичек кормили».

Паль/и: «Ласточка»

Прослушивание голосов птиц.

Д/И: «Кто какую песенку поёт»

Чтение В. Бианки «Музыкальная канарейка»

Заучивание стихотворения «Синица»

Беседа:«Чем птицы отличаются от животных»

Д\И «Покажи правильно»

п/и «Воробушки и автомобиль»

ООД по познавательному развитию: «Угощение для снегирей»

Аппликация «Птицы на кормушке»

Прогулка Вывешивание кормушки

Наблюдение за прилетающими птицами

П/И: «Птички в гнёздышке»

Труд: покормить птиц в кормушке

 

2неделя.

Рассматривание альбома: «Птицы»

Д/И «Кто улетел?»

Беседа: «Птицы, зимующие с нами»

Чтение художественной литературы: «Синичкин календарь»

Д\И «Кто лишний?»

Лепка «Ягоды для птичек».

Рисование: «Вот какие у нас птички»

Д/И: «Узнай птицу по описанию»

Отгадывание загадок

Прогулка Наблюдение за птицами.

Заучивание потешек.

Дидактическая игра: «Кто что ест?»

М/П: «Летает – не летает»

П\И «Воробушки и автомобиль»

Труд: покормить птиц в кормушке

 

Работа с родителями:

Оформление мини -выставки: «Такие разные птицы», «угощение для снегирей».

Папка-передвижка «Как помочь птицам пережить зиму».

Консультация: «Помните о птицах зимой».

Рекомендация «Покормите птиц»

Стихи «Покормите птиц».

Акция «покормим  наших птиц»

Проведение конкурса изготовление кормушек «Каждой пичужке – наша кормушка».

III этап – заключительный                                                                                                                       

Обработка результатов по реализации проекта; анализ работы проведённой в ходе проекта.

Приложение 1 

Конспект

НОД по познавательному развитию

«Угощение для снегирей» 

Тема: «Угощение для снегирей»

Образовательная область «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: продуктивная, двигательная, познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.
Цель: Формирование познавательной активности и интереса у детей к окружающему миру природы.
Задачи:

образовательные:
а) закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени: пасмурно, опадают листья, становится холодно, солнце бывает редко, птицы улетели в тёплые края, спрятались насекомые. Иногда бывает снег, иней, лёд на лужах.

б) расширять знания детей о жизни птиц (чем питаются), о деревьях (рябина);
в) закреплять умение выделять цвет, форму предметов.

развивающие:
а) развивать мышление, речь, воображение, эстетический вкус, мелкую моторику рук, слуховое и зрительное внимание.
б) развивать продуктивную деятельность детей: совершенствовать навыки и умения в рисовании.
в) развивать творческие способности;

воспитательные:
а) воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, любовь к природе.
б) воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам.

Словарная работа: рябина, гроздь, осень, снегири, деревья, листья, красный, желтый, круглый.

Методы педагогической деятельности: словесные (беседа, чтение), наглядные (демонстрация презентации, рассматривание веточек рябины), практические.

Способы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, художественное слово, поощряющая оценка, сюрпризный момент.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная

Средства:

Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран.
Веточки рябины, осенние листочки, презентация, аудиозапись (песня «Осень, осень золотой листопад», песня «Листик, листик, листопад», звуки птиц – карканье вороны),  гуашь, ватные палочки, заготовки для рисования ватными палочками (листы с нарисованной веткой рябины и снегирём),  салфетки.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на участке детского сада, сбор листьев для аппликаций, разучивание стихотворений по теме «Осень», наблюдение за птицами во время прогулок, просмотр презентаций по теме «Осенняя пора», чтение художественной литературы, рисование, аппликация на тему «Осень», разучивание песен: «Листопад», «Осенняя песня», «Что нам осень принесет», «Листики дубовые». Рассматривание картин и иллюстраций, беседы об осени.

Ожидаемый результат: Дети проявляют познавательную активность и интерес к окружающему миру природы; активно включаются в разговор, отвечают на вопросы, проявляют творчество и детальность в работе. С удовольствием занимаются продуктивной деятельностью, играют; доброжелательно взаимодействуют со взрослым и сверстниками; сопереживают, сочувствуют птицам, проявляют желание им помочь.

 

Этап мотивационно-побудительный
Дети стоят, звучит песня «Осень, осень золотой листопад».
Затем немного песня стихает, на её фоне воспитатель обращает внимание детей на картину

(слайд 1) с изображением осени.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какое время года изображено на картине?
Дети: осень.
Воспитатель читает стихотворение:
Осень.
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)
Воспитатель: А что осенью происходит с листьями деревьев? (слайд 2)
Дети: падают, становятся желтыми, красными.
Воспитатель: А теперь давайте возьмем в руки осенние листочки, встанем, поднимем руки вверх и представим, что мы – осенние деревья. А что происходит с листьями осенью?
Дети: падают.
Воспитатель: Давайте покажем как листья падают с деревьев. Сначала подул тихий ветер, деревья качаются, листья шелестят. Затем ветер стал все сильнее и сильнее, срывая листья с деревьев. Вот какой получается листопад! (дети и воспитатель опускают листья на пол).
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, а какие еще вы знаете приметы осени, кроме листопада?
Дети: Осенью становится пасмурно, опадают листья, становится холодно, солнце бывает редко, насекомые прячутся. Иногда бывает снег, иней, лёд на лужах, птицы улетают в тёплые края.
(Воспитатель обобщает ответы детей (слайд 3)).
Воспитатель: Многие птицы у нас остаются зимовать: снегирь, ворона, воробей.  Мы зимой подкармливаем птиц. Что мы им кладём в кормушки?

Дети: Хлебные крошки, крупу, семечки (нежареные),  несолёное сало.

А еще осенью в лесу поспевают на рябине ягоды (слайд 4). Посмотрите внимательно, какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет. Ягодок много, они собраны в кисть или гроздь. Давайте все вместе повторим слово «гроздь».
Воспитатель: Рябина – это любимое лакомство для снегирей, ведь  у многих птичек еда на веточках (слайд 5). 
Воспитатель: Дети, я для вас из леса рябину принесла, посмотрите, какая рябина, ее грозди направлены вниз.
Воспитатель: Скажите, а какого цвета ягоды рябины?
Дети: красного.
Воспитатель: А какой формы?
Дети: круглой.
Воспитатель: давайте попробуем сделать мы с вами гроздь рябины с помощью пальцев.

(дети показывают).

Сюрпризный момент

(Слышатся звуки птиц – карканье вороны (аудиозапись) (слайд 6)).
Воспитатель: Дети, кто это к нам прилетел?
Дети: ворона.
Воспитатель: как ворона каркает?
Дети: кар-кар.
Воспитатель: К нам в гости прилетала Каркуша и рассказала, что в лесу произошла беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все ягоды на рябине. А скоро уже снегири прилетят, а лакомства любимого нет. Дети  покажем как сильный ветер сорвал ягоды с рябины.

Физминутка:
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания — руки вверх.)
Ей не просто жить на свете —
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует,
На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

(дети садятся).

Этап организационно-поисковый
Воспитатель: ребята, как мы можем помочь снегирям? Как можем сделать рябину на ветке?
Дети: мы можем рябину слепить, нарисовать, приклеить на веточки (слайд 7).
Воспитатель: Дети, мы с вами будем рисовать рябину.

Воспитатель: У вас на столе лежат листы бумаги с веточкой,  с которой облетели  ягоды. Снегири прилетели, а ягод нет. Мы сегодня с вами будем волшебниками, будем рисовать ни кисточкой, а ватными палочками. Внимательно смотрите, как мы будем рисовать ягодки рябины.

-А какого цвета у нас будет краска?

Ответы детей (красная).

-Я беру ватную палочку, обмакиваю ее в краску, а потом рисую точки-ягодки   на каждой веточке.  Ягодок рисуем побольше, чтобы всем птичкам хватило, одна ягодка возле другой. Получилась гроздь.

Итак, приступаем к работе.

Самостоятельный вид деятельности

( дети рисуют под музыку (звучит песня «Листик, листик, листопад»), воспитатель помогает детям).
Воспитатель: Дети, а теперь все работы на мольберт повесим. Какие вы молодцы! Ягодок получилось так много, они такие сочные, красные, одна возле другой, теперь вашим  снегирям не страшен голод. Ой, смотрите, ещё снегири к нам прилетели и на веточку присели и рябину захотели (слайд 8).

Этап рефлексивно – корригирующий
Воспитатель: Ребята, а каких птиц мы сегодня спасли от голода?
Дети: снегирей.
Воспитатель: А какими ягодами мы их сегодня угостили?
Дети: рябиной.
Воспитатель: Молодцы, ребята, потрудились, спасли птиц от голода, угостили их красными сочными ягодами.

 Приложение 2

Консультация для родителей

«Покорми птиц зимой»

…Птицам холодно зимой,

Птицам голодно зимой.

Кто, скажите, им поможет?

Может мы или прохожий?…

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Наступила зима. Перелётные птицы уже давно улетели в тёплые края. Но ведь есть ещё и зимующие птицы! Это воробьи, голуби, сороки, синицы, вороны. Зимой в городе можно увидеть даже таких лесных жителей, как снегирь, свиристель, поползень, дятел, сова. В холодное время года птицам всё труднее становится добывать себе пропитание. Им нужна наша помощь!

Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зимой даже лесные птицы тянуться к человеческому жилью. Голод заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

Помочь птицам несложно, надо устроить кормушку.

Напоминаем простые правила, о которых не стоит забывать:

– У кормушки должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождём.

– Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.

– Кормушку нужно повесить так, чтобы ребёнок хорошо видел её из окна. Если ежедневно в одно и то же время оставлять корм в кормушке, то птицы будут слетаться к этому времени. Если корм класть нерегулярно, то птицы перестанут прилетать.

– Нужно, чтобы хоть немного корма было каждый день.

– Кормушку можно сделать из кусочка твердого материала.

-Делать кормушку лучше прямоугольной,  чтобы она не теряла равновесия и не переворачивалась.

– Края кормушки надо немного загнуть и заклеить, чтобы получился небольшой бортик – так еда не выпадет и ветром ее не унесет.

– Чтобы сделать встречу с пушистым хищником менее вероятной, кормушку надо подвешивать на дерево как можно выше, зацепляя за тонкие веточки, по которым хищнику не пробраться.

– Как показала практика, кормушки можно сделать из самого разнообразного материала: из коробок из-под молочных продуктов, соков, пластиковых бутылок, картонных коробок, дощечек и т. д.

«Покорми птиц зимою – они послужат тебе весною» – говорит русская пословица. Вот почему с давних времен на Руси для зимующих птиц люди делали кормушки. Если зимой повесить на садовом участке кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас сторицей.

Необходимо учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

Снегирь (семена деревьев, ягоды рябины, калины).

Дятел (жуки, желуди, муравьи, семена деревьев).

Воробей (хлебные крошки, пшено, ягоды).

Сорока (зерно, насекомые).

Синица (сала, пшено, зерно).

Клест (насекомые, ягоды, семена шишек).

 «Покормите птиц зимой»:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Поможем нашим пернатым друзьям!

                                                                                        А. Яшин

Уважаемые родители! Надеемся, что этой зимой вы сделаете вместе с детьми свою птичью столовую. Это будет важной помощью нашим пернатым друзьям.

Приложение 3

Приложение 4

 

Приложение 5

 

Приложение 6

Стихи о птицах

ПТИЧИЙ ДОМИК.
У НАС ТАКОЙ ОБЫЧАЙ:
ЧУТЬ ВЫПАДЕТ СНЕЖОК,
ДОЩАТЫЙ ДОМИК ПТИЧИЙ
ПОВЕСИТЬ НА СУЧОК.

И ЗДЕСЬ, В САДУ ЗА ДОМОМ,
СРЕДИ СЕДЫХ ВЕТВЕЙ,
ГОТОВ ОБЕД ВЕСЁЛЫЙ
ДЛЯ ПТИЧЕК У ДЕТЕЙ!

МОРОЗЫ ЖЕСТОКИЕ В ЭТОМ ГОДУ…
ТРЕВОЖНО ЗА ЯБЛОНЬКУ В НАШЕМ САДУ,
ТРЕВОЖНО ЗА ЗА ЖУЧКУ В ЕЁ КОНУРЕ-
ТАКОЙ ЖЕ МОРОЗИЩЕ,КАК НА ДВОРЕ.
НО БОЛЬШЕ ВСЕГО БЕСПОКОЙНО ЗА ПТИЦ,
ЗА НАШИХ ВОРОБЫШКОВ,ГАЛОК,СИНИЦ.
ВЕДЬ ОЧЕНЬ УЖ ХОЛОДНО В ВОЗДУХЕ ИМ.
ПОМОЖЕМ ЛИ МЫ БЕЗЗАЩИТНЫМ ТАКИМ?
ПОМОЖЕМ!!ИХ НАДО КОРМИТЬ!!И ТОГДА
ИМ БУДЕТ ЛЕГКО ПЕРЕЖИТЬ ХОЛОДА!!

ЕЛЕНА БЛАГИНИНА

“Воробей”
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

Николай Рубцов

Синяя синица! Розовый снегирь!
Отчего мне снится весь в снегу пустырь?
И на скользком насте трепет птичьих крыл?
Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…
Пуховой комочек, слышен сердца стук.
А лететь не хочет из горячих рук.
Быль – она вернее всяких небылиц:
С голода ручнеют стайки зимних птиц.

 

Морозы жестокие в этом году….
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку в её конуре –
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за них,
За наших воробышков, галок. Синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им…
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода!

Елена Благинина

Сергей Есенин “Воробышки”
Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые, как детки сиротливые
Прижались у окна.
Озябли пташки малые, голодные. Усталые
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясного
Красавица весна.

Воробей Городской

Голодно, холодно,
Прилетайте в гости,
Галки, воробьи!
Полны мои горсти.
Голодно, голуби,
Клюйте, гостюйте,
Гуленьки мои!
Не пугайтесь, клюйте!

Воробей Городской

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.

https://vk.com/snegiry

Длинноногий Коростель
С головой нырнул в постель!
Хоть в постели очень мягко
Спать мешал Садовой Славке! –
“Крэкс-крэкс-крэкс!!!”- вопил всю ночь,
(Природных сил – не превозмочь!)

Пусть другим он спать мешает,
Но другие и не знают,
Что прекрасней песни нет,
Чем “крэкс-крэкс!!!” пропеть в ответ!

Всем мне дорог Коростель,
(Как и милый Свиристель),
Я люблю пернатых очень,
Крэкс-крэкс-крэкс!!! Cпокойной ночи!!!
Елена Кутерницкая

Приложение 7 

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять