-
Uc browser

Игра – одно из средств физической культуры

Воспитатель: Тютюнова И.В.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок быстро растет и развивается, овладевает знаниями. Поэтому очень важно помочь ему научиться правильно воспринимать внешний мир, окружающие его явления и примеры.

Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Двигательная культура влияет на нравственную среду деятельности человека. Медлительность, неловкость в движениях вызывает насмешки у сверстников и порождает комплекс неполноценности, неуверенности в своих возможностях, которая переноситься на учебную деятельность. Поэтому богатство и бедность движений ребенка является характеристикой его познавательного развития, творческого воображения.

Задача дошкольного учреждения – обеспечить всесторонне развитие и воспитание детей. Выполнение её осуществляется различными средствами. Среди них важное место принадлежит игре.

Подвижные игры дают детям стимул присматриваться к той деятельности, которую они изображают в игре. Отсюда знакомство с новыми словами, выражениями; их язык делается богаче, и дети приучаются выражать свои мысли словами.

Для детей, плохо говорящих, подвижные игры стимул для улучшения их речи, а стало быть, их мозговой деятельности.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают физиологические процессы. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие,  навыки ориентации в пространстве и др.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, пополняют их словарный запас, совершенствуют  их психические процессы.

Даже самые простые физические упражнения  дают пищу детской фантазии. Особая роль принадлежит игровым физкультурным занятиям. Построенные на сюжетах литературных произведений (сказок, песенок, стихотворений), объединенные рассказом или составленных из подвижных игр, они обладают большим эмоциональным зарядом, вариативностью двигательного содержания, развивает способность к перевоплощению.

Дети самостоятельно обогащают и развивают игровые действия, ищут образные, характерные для персонажей движения, имитируют повадки животных и птиц, придумывают двигательное содержание к несложному сюжету.

В играх используются основные виды движений: бег, ходьба, метание, лазание, равновесие, а так же упражнения для развития мышц плечевого пояса, мышц верхних и нижних конечностей.

См. Приложение 1.

Из огромного количества игр можно выделить игры малой подвижности. Они используются для плавного  восстановления организма (после длительной физической нагрузки), либо для работы с детьми, которым длительная физическая нагрузка запрещена (группа здоровья, восстановительный период после болезни). См. Приложение 2.

Почти в каждом дошкольном учреждении есть дети с отклонениями в физическом развитии, с которыми нужно проводить индивидуальную физкультурно-оздоровительную работу. Нужно чаще использовать игры или игровые упражнения для профилактики таких отклонений, создавать условия для движений, воспитывать у таких детей потребность в ежедневной двигательной активности. См. Приложение 3.

Для развития интереса к физическим упражнениям игровыми действиями у детей дошкольного возраста можно  использовать «Игровой стретчинг» (методика А.Г. Назаровой) или его элементы. См. Приложение 4.

Методика предлагаемых упражнений основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связачного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Она базируется на анализе известных систем физических упражнений, приемов мануальной терапии, ритмики, хореографии. Упражнения на растягивание мышц широко применяются в системе массажа, самомассажа, врачебной физкультуре. Популярны упражнения стретчинга и как средство достижения релаксации. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься физической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные расходы.

Сочетание статических и динамических физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим методом тренировки для выработки силы, выносливости, координации движений.

Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать с 4-х лет. И очень важно заниматься с детьми именно дошкольного возраста, тем более, что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме.

«Игровой стретчинг» имеет свою специфику в зависимости от возраста, но везде учитывается объем необходимой физической нагрузки для нормального протекания физиологических процессов.

Упражнениями стретчинга можно заниматься индивидуально и в группе (в каждой не более 15 детей). Время проведения занятия 30 минут, проводиться на ковриках, дети одеты по возможности легко (лучше без обуви, в носках).

В каждом занятии обязательное сочетание статических и динамических форм работы мышц. Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц.

Управление своим телом, сотрудничество с ним начинается с осознания своего тела, закрепление представлений о нем. Развивать мышечное чувство лица, контроль тонуса мимической мускулатуры, сбрасывание зажимов.

Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.

Помимо общего оздоровительного эффекта, умения управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.

Из вышеуказанного следует, что подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

 

Приложение 1.

 Подвижные игры с бегом.

 

2-3 года.

Птички в гнездышках.

Цель: учить детей бегать по всей площадке в различных направлениях, действовать по сигналу.

Описание игры: на площадке разложены обручи, по команде «птички полетели» дети бегают по площадке в различных направлениях, по команде «дождь начался» каждый становиться в свой обруч.

 

4-5 лет.

Змея.

Цель: развивать ловкость и быстроту реакции, согласованность движений.

Описание игры: 5-6 детей строятся в колонну друг за другом и держаться руками за впередистоящего. Вся колонна – это «змея», первый ребенок – «голова», последний – «хвост». По сигналу «голова», должна поймать «хвост».

 

5-6 лет

Не попади в болото.

Цель: учить детей умению быстро бегать по площадке, обегая препятствия.

Описание игры: на площадке обозначаются препятствия (круги), выбирается водящий. По сигналу он догоняет детей, а те убегают, стараясь не попасть в «болото».

 

Игры с прыжками.

 

2-3 года.

Не замочи ног.

Цель: научить детей выполнять прыжки двумя ногами.

Описание игры: на площадке выкладывается «ручеек» шириной 20-30 см. По сигналу дети перепрыгивают его, развернувшись, перепрыгивают снова.

4-5 лет.

Зайцы.

Цель: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперед.

Описание игры: ведущий выполняет роль «собаки, которая охраняет огород». Остальные – «зайцы». Они продвигаются по «огороду» прыжками. На сигнал «Собака!» зайцы убегают.

 

5-6 лет

Не задень.

Цель: учить детей умению перепрыгивать через качающуюся длинную веревку, не задевая ее.

Описание игры: на границе площадки с противоположных сторон – двое водящих с длинной веревкой. Веревка крутится – дети прыгают.

 

Игры с метанием.

 

2-3 года.

Поймай – прокати.

Цель: упражнять детей в умении катать и ловить мяч.

Описание игры: дети стоят полукругом, ведущий – напротив. Он бросает детям мяч, те ловят и аккуратно катят его обратно.

 

4-5 лет.

Скользкая цель.

Цель: упражнять детей в бросании мешочка разными способами, развивать силу мышц рук.

Описание игры: на площадке ложиться большой обруч, вокруг него на расстоянии 2 – 2,5 м. располагаются игроки. По команде дети бросают мешочек в обруч.

 

5-6 лет

Догони мяч.

Цель: упражнять в умении быстро передавать мяч друг другу.

Описание игры: дети становятся вкруг. Водящий выходит за круг, его место остается свободным. От 5-го ребенка (со стороны водящего) передают мяч по кругу, а водящий должен добежать до своего места быстрее, чем дойдет мяч.

Игры с ползанием (лазанием).

 

2-3 года.

Не задень.

Цель: упражнять в умении ползать под натянутой веревкой, не задевая ее.

Описание игры: натягивается веревка, за ней на стульях лежат цветные ленточки. Несколько детей одновременно пролазят на четвереньках под веревкой, берут ленточки, машут ими и, положив на место, возвращаются обратно.

 

4-5 лет.

Проползи в тоннель.

Цель: упражнять в ползании, не задевая предметы, развивать силу ног.

Описание игры: с помощью 10 – 12 стульчиков, соединенных рейками попарно, образуют тоннель. По сигналу дети на четвереньках проползают один за другим, затем встают и подпрыгивают к колокольчику, подвешенному выше поднятых рук.

 

5-6 лет

Смелые верхолазы.

Цель: упражнять детей в умении лазать по гимнастической стенке.

Описание игры: в игре используются лестницы имеющие доступ с обеих сторон. Дети залезают по лестнице, перелазят ее через верх, и спускаются с обратной стороны.

Приложение 2.

 Игры малой подвижности.

 

2-3 года.

Пройди по мостику.

Цель: упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, развивать равновесие.

Описание игры: дети ходят друг за другом по гимнастической скамье:                 Шла по мостику коза,

За собой козлят вела.

Эта козочка Светлана,

Это – Мила, это – Таня,

Много деток у козы.

Когда дети пойдут по мостику второй, третий разы водящий говорит: Забыла коза, как ее деток зовут, подскажите ей! – и предлагает каждому назвать свое имя.

 

4-5 лет.

Великаны – карлики.

Цель: упражнять детей в умении чередовать ходьбу широким и мелким шагом; развивать внимание, умение быстро изменять движения по сигналу.

Описание игры: дети идут в колонне, по сигналу «Великаны!» –  широкими шагами, «Карлики!» – мелкими.

 

5-6 лет.

Холодно – горячо.

Цель: развивать внимание, упражнять в разных видах ходьбы.

Описание игры: дети ходят по площадке в разных направлениях обычной ходьбой под счет или удары в бубен. На сигнал «Горячо!» идут на носочках, на сигнал «Холодно!» – в полуприсяде.

 

Приложение 3

Упражнения системы игрового стретчинга

(выборочно)

 

Упражнения начинаются с исходных положений. Они могут быть вертикальными и горизонтальными.

 Приведенные ниже упражнения объединены в серии: для брюшного пресса, для спины и т.д.

Время пребывания в статическом варианте определяется для каждой возрастной группы врачом ЛФК, поэтому в методике упражнений не указывается. Это же относиться и к количеству повторений каждого упражнения в динамическом варианте.

Перед началом основного комплекса выполняется упражнение «Зернышко», которое подготавливает позвоночник к основной нагрузке.

«Зернышко».

И.п. – сесть на корточки, пятки на полу, пальцы рук сцеплены в замок и вытянуты вперед, голова опущена, туловище чуть наклонено.

  1. Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.
  2. Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольно (рис.2).

 

Ι. Укрепление мышц спины и брюшного пресса

путем прогиба назад.

 

Повышается внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам все внутренние органы обильно снабжают кислородом и питательными веществами, что способствует улучшению их работы. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация.  Активизируется работа почек за счет обильного кровоснабжения. Улучшается мозговая деятельность. Отгибание головы назад способствует притоку крови к миндалинам, что помогает при простудных заболеваниях, ангинах, бронхитах.

 

Пример:  «Змея».

И.п.- лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди на полу.

  1. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Задержаться. Живот лежит на полу.
  2. Медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное количество раз.

 

ΙΙ. Укрепление мышц спины и  брюшного пресса

путем наклона вперед.

 

Растягиваются мышцы спины,  ног. Воздействие на поясничные нервы растягивает и укрепляет их. Предупреждаются функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезенки. Внутренние органы обильно снабжаются кровью. Улучшается гибкость позвоночника благодаря максимальной продольной нагрузке на него. Способствует увеличению роста.

 

Пример: «Птица».

И.п. – сесть в позу прямого угла, развести ноги как можно шире, носки оттянуты. Руки соединить за спиной за локти («полочкой»).

  1. Поднять руки вверх (взмахнуть) и опустить вниз.
  2. Наклониться к правой ноге, стараться дотянуться двумя руками до носка.
  3. Вернуться в и.п.
  4. То же в левую сторону.
  5. Вернуться в и.п.

 

ΙΙΙ. Укрепление позвоночника путем поворотов

туловища и наклонов его в стороны.

 

Упражнения увеличивает приток крови к позвоночнику и выходящим из него нервам, что оказывает воздействие на весь организм. Тонизирует органы брюшной полости. Оказывает воздействие на поджелудочную железу, улучшая ее работу. Снижается нагрузка на сердце и легкие.

 

Пример: «Часики».

И.п. – лечь на спину, руки вдоль тела, носки оттянуты.

  1. Отвести прямую правую ногу в сторону, медленно поднять ее вертикально. Описать ногой круг, стараясь коснуться пола.

2.То же левой ногой. Дыхание нормальное.

 

ΙV. Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.

 

Усиливает внутриполостное давление, что оказывает сильное воздействие на органы брюшной полости, т.к. поток свежей крови после прекращения давления устремляется к органам пищеварения, в результате чего они очищаются и восстанавливаются.

 

Пример: «Бабочка».

И.п.- сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы, колени развести, руки обхватывают стопы ног, спина прямая.

  1. Опустить развернутые колени до пола. Задержаться.
  2. Поднять колени с пола. Дыхание нормальное. Движение динамичное.
  3. Укрепление и развитие стоп.

 

Предупреждение развития плоскостопия. Развитие подвижных суставов ног, способствующее пластичности движений, улучшение осанки.

Пример:  «Лошадка».

И.п. – встать на колени, держа колени вместе, раздвинуть ноги.

  1. Сесть на пол между ног (медленно).
  2. Вернуться в и.п.
  3. повторить движения, как 1 и 2, но динамично. Дыхание нормальное.

 

VΙ. Укрепление мышц плечевого пояса.

 

Развивает силу рук, увеличивает подвижность суставов. Оказывает стимулирующее действие на подкожные нервы, укрепляет кровеносные сосуды.

Пример: «Мельница».

И.п. –  встать прямо, ноги вместе или на ширине плеч. Руки опущены.

  1. Поочередное вращение рук в плечевом суставе. Движение динамичное. Дыхание нормальное.

VΙΙ. Упражнения для тренировки равновесия.

Регулируют работу вестибулярного аппарата, координируют управляемость движениями тела, развивают ловкость.

 

Пример: «Петушок».

И.п.- стать прямо, ноги вместе, руки опущены.

  1. Поднять левую ногу, согнув ее в колене, и взять сзади левой рукой стопу левой ноги. Правую руку поднять вверх, ладонью вперед. Голова поднята, задержаться.
  2. Вернуться в и.п. Дыхание нормальное.

3,4 – То же другой ногой.

 

VΙΙΙ. Упражнения для глаз.

 

И.п. – сесть на пятки, спина прямая, руки лежат на ногах.

  1. Глаза смотрят на точку вправо, затем влево. Повторить несколько раз.
  2. Глаза смотрят на точку вверху, затем внизу. Повторить несколько раз.
  3. Глаза смотрят в верхний правый угол, в нижний левый угол и обратно. Проделать то же в другую сторону.
  4. Глаза смотрят в правый верхний угол, в правый нижний угол, в левый нижний угол, в левый верхний угол. То же в др. сторону.
  5. Глазами рисовать лодочку, качающуюся на волнах.
  6. Глазами рисовать радугу.
  7. Глазами рисовать круг в одну сторону и другую.
  8. Посмотреть вдаль не моргая.
  9. Быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза. Заканчивая цикл потрите ладони друг о друга, прикройте глаза вогнутой частью ладоней, почувствуйте тепло.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять