Консультация для воспитателей
Воспитатель:Рогова О.А.
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью. Причин роста патологий множество: это плохая экология, несбалансированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, снижение двигательной активности. В наш модернизированный и автоматизированный век, человек все меньше двигается. Автомобиль, телевизор, компьютер, лифт – все это обуславливает малоподвижный образ жизни.
Поэтому «гипокинезия» т.е. недостаточная двигательная активность все больше «молодеет» она отмечается уже у дошкольников. В первую очередь страдает мышечная система: снижается тонус мышц, работоспособность, выносливость, снижается устойчивость организма к простудным заболеваниям, идет нарушение обмена веществ. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.
Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению, защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях. Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленногопедагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовыхкачеств,происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо.
1) Повысить интерес детей к двигательной деятельности.
2) Увеличить объём двигательной активности детей.
3) Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.
4) Поднять эмоциональный настрой детей.
Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности с применением нетрадиционного оборудования. Именно использование нетрадиционного оборудования позволяет:
1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.
2) Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
3) Развивать чувство формы и цвета.
4) Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Наряду с обычным оборудованием в физкультурных уголках должнобыть нестандартноеоборудование. Онодолжно соответствовать требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаться санитарной обработке, обеспечивать безопасность детей во время игр и занятий. Предлагаем нестандартное оборудование, которое можно изготовить своими руками и использовать его для проведения игр, игровых упражнений и занятий на свежем воздухе.
Степ-аэробика – это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. “Step” в переводе с английского языка буквально означает «шаг». В конце XX века Джина Миллер разработала новую методику – степ-аэробику. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесенной ею травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца ее собственного дома. Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму. Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на ступеньках дали просто замечательные результаты. Воодушевившись полученными результатами, Джин Миллер решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса, который увлёк миллионы людей, поддерживающих своё тело в тонусе. Со временем данная программа стала называться «степ-аэробика» и получила широкое распространение среди приверженцев здорового и активного образа жизни.
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, для детей подготавливают индивидуальные снаряды — степы.
Занятия степ – аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Цель занятий – развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством степ – аэробики.
Задачи:
- Формировать правильную осанку, укреплять костно-мышечный корсет.
- Развивать координацию движений.
- Укреплять сердечно – сосудистую и дыхательную систему.
- Развивать основные физические качества (силу, выносливость, быстроту, координацию и др.).
- Улучшать музыкальную и двигательную память детей.
- Расширять двигательный опыт детей.
- Развивать эстетический вкус и интерес к занятиям.
Значение и задачи степ аэробики:
- Повышение сопротивляемости организма.
- Укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной укрепление мышц стопы и голени с целью укрепления плоскостопия, т.к. оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Развитие и укрепление всех основных мышечных групп.
- Укрепление сердечно – сосудистой и дыхательных систем. Улучшение обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляция.
- Улучшение физических способностей: координация движения, сила, выносливость, скорость.
- Формирование основных двигательных умений и навыков.
- Повышение устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Специалисты считают, что степ-аэробика, прекрасна для профилактики и лечения остеопороза, артрита, а для укрепления мышц ног и восстановления после травм колена нет комплекса лучше. Упражнения в степе просты, поэтому подходят для детей любого возраста.
Занятия аэробикой доставляют малышам большое удовольствие. Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной, основной, заключительной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе. Во время занятия степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.
НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ПРАВИЛ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СТЕП-АЭРОБИКОЙ
- подъем на платформу осуществляется за счет ног, а не спины
- ступню ставить на платформу полностью
- спину всегда держать прямо
- не делать резких движений