МБДОУ д/с №5

МБДОУ д/с №5 -
Uc browser

Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с предметным окружением.

Воспитатель: Кошелева Н.Е.

«…Воспитание речи есть всегда воспитание мысли.

Одно неотделимо от другого».

К. И. Чуковский

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Дети, не получившие в младшем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.

Решая задачи развития речи детей младшего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:

во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети младшего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приема пищи и т.д.

Для развития активной речи ребенка я сопровождаю действия ребенка словами и побуждаю его этим к проговариванию.

Какие формы работы с детьми я использую для развития познавательной активности и речи детей младшего возраста?

  • -специально организованные игры-занятия,
  • -дидактические игры,
  • -предметная деятельность,
  • -наблюдения,
  • -прогулки,
  • -игры-экспериментирования,
  • -чтение и рассказывание детям,
  • -рассматривание картинок, иллюстраций,
  • -сюжетно-ролевые игры,
  • -проблемные ситуации (с использованием игрушек),
  • -игры-драматизации.

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.

Постоянный разговор с ребенком

С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч. О чем я говорю с малышами? Обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес, а также о том, что мы преднамеренно включили в программу совместных наблюдений.

Необходимо помнить, что речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи, речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется.

Умывание

-Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку

– Сейчас мы пойдем гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

К речи воспитателя предъявляются особые требования. (Какие?)Она должна быть правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной, выразительной, спокойной, доброжелательной. Я всегда внимательно и заинтересованно выслушиваю ребенка, вовлекаю детей в разговор на определенную тему, помогаю ребенку вступить в контакт со сверстниками и взрослыми.

На прогулке:

Посмотрите, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевайте капюшоны. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажите, как много листиков. и т. д.

Таким образом, нацеленность наших разговоров с детьми на активизацию речи малышей положительно влияет на пополнение словарного запаса.

Огромное значения для развития познавательной активности и речи имеют игры-экспериментирования.

Знакомство со свойствами воды:

  • -Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой.
  • -Вода бывает горячая, теплая и холодная. Попробовать на ощупь. Как из горячей воды сделать теплую?
  • -Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.
  • -Вода не пахнет, у нее нет запаха, дать понюхать.
  • -Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.
  • -Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку…).

Вопрос детям: В какие еще игры можно поиграть с водой?

Все эти игры решают несколько задач, в том числе – расширение и обогащение словаря.

Игры с дидактическими игрушками для малышей 2 – 3 лет направлены в основном на развитие активной ориентировки, умения более осмысленно действовать в умственном плане, в воображаемой ситуации; самостоятельно переносить знакомые приемы и средства решения поставленной перед ними задачи в новую ситуацию.

Например, игра с пирамидкой. Приготовила пирамидку с 4-5 кольцами убывающей величины.

Показываю ребенку пирамидку и предлагаю провести по ней ручками сверху вниз. Обращаю внимание на то, как раздвигаются руки по мере приближения их к основанию игрушки. «Это потому, – объясняю я, – что колечки наверху совсем маленькие, потом находятся колечки побольше, а внизу – самые большие».

Показываю, как можно играть с пирамидкой: снимаю вершинку, ставлю ее на стол справа от пирамидки; снимаю верхнее, самое маленькое, колечко и кладу его рядом с вершинкой; снимаю следующее колечко, чуть большего размера, и кладу в одну линию с остальными деталями пирамидки. Комментирую свои действия: «Это колечко маленькое. Это колечко побольше. Это – еще больше. А это – самое большое».

Когда все кольца сняты и положены в ряд, привлекаю внимание малыша к лежащим на столе колечкам, говоря: «Смотри, какой поезд получился. Колечко за колечком, колечко за колечком… Где самое маленькое, а где самое большое?»

Показываю ребенку, как нужно собирать пирамидку – надевать колечки на палочку, начиная с самого большого. Каждый раз называю величину взятого в руку колечка: «Сначала надену на палочку самое большое кольцо, потом поменьше, еще поменьше, теперь надену самое маленькое колечко, а теперь – колпачок. Вот какая красивая пирамидка получилась!»

Даю пирамидку ребенку и предлагаю ему поиграть с ней. Сначала помогаю малышу выкладывать колечки пирамидки в одну линию, а затем слежу, чтобы ребенок брал их по порядку с учетом величины. Все действия комментирую.

Когда ребенок научится правильно (с учетом величины колец) собирать пирамидку, можно несколько видоизменить игру. Перед тем как собирать пирамидку, перемешиваю колечки. Если ребенок нанизал кольца без учета их величины, то предлагаю рассмотреть пирамидку и пощупать ее, проведя ручками сверху вниз. В этом случае ребенок сам убедится в том, что собрал игрушку неправильно.

Игра закрепляет понятие о величине предметов; развивает умение ориентироваться в 3-5 различных величинах; понимать и употреблять слова «большой», «маленький», «побольше», «поменьше», «самый большой», «самый маленький».

Предлагала проблемные ситуации с использованием игрушек. Они развивают познавательные интересы детей, обогащают знания детей о свойствах, качествах и функциональном назначении предметов.

В течение дня периодически появляется возможность специально создавать подобные ситуации.

Во время знакомства с новыми игрушками и предметами:

  • В группу пришла новая кукла. Где ей жить?
  • Приехала новая машина. Что она будет перевозить?
  • Принесли пластилин. Что это такое и для чего он нужен? И т.д.

При подготовке к детским праздникам:

– Кукла не хочет быть на празднике лохматой. Что делать?

  • Мишки и зайчики просят их нарядить. Как?
  • В гости пришла елочка. Что с ней делать?

При смене времен года:

  • Кукла хочет пойти с детьми на прогулку, но там ей будет холодно (жарко). Что делать?

Без хорошо развитых  внимания и памяти,  невозможна подражательная деятельность, а именно она лежит в основе обучения речи. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания.

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.

Знакомя малыша с новыми играми, учила убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за мной и повторяя мои движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому я стараюсь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентирую на ней внимание. Говорю, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!». Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалю их по чаще.

К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорить надо простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.

Ребенок 2-3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.

Лови мячик!

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Я беру в руки мячик, предлагаю ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

– Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Качу мячик по направлению к малышу. Затем побуждаю его катить мячик в обратном направлении, ловлю мяч, эмоционально комментирую ход игры.

– Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

Подражание является одним из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки – теперь это его собственные действия, жесты, речь.

Котята

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предлагаю детям поиграть в котят. Комментирую свои действия словами:

– Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.

Мяу-мяу, умываюсь,

(движения умывания)

Всем на свете улыбаюсь!

(улыбнитесь)

Мишка косолапый

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предлагаю детям игру в мишку.

– Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

Мишка косолапый по лесу идет

(ходьба вперевалку)

Шишки собирает, песенку поет.

(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!

(легонько ударяем ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою – топ!

(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)

(качаемся медленнее, затем останавливаемся)

Мы ногами топ-топ-топ!

Игры-инсценировки (с использованием игрушек).

С их помощью создаются модели положительного и негативного поведения. Помогая игрушкам своими советами, малыши кое-что начинают соотносить со своим поведением.

Приобщение к книге.

Дети каждый день слушают народные песенки, потешки, небольшие авторские стихотворения, народные и авторские сказки.

Очень важно рассматривать с детьми книги, вызвать у малышей интерес к книжной иллюстрации и желание рассматривать ее вместе со взрослым или самостоятельно.

Народные потешки, песенки, небольшие стихи читаем наизусть (это дает возможность использовать их в различных бытовых ситуациях, когда художественное слово оказывается к месту).

При знакомстве с новым произведением сначала неоднократно его читаю, после этого (в последующие дни) ребенок пытается повторить, проговорить отдельные слова, берет на себя роль «исполнителя».

Народные сказки детям рассказываю. Знакомые сказки показываю с помощью фигурок настольного театра, привлекаю к участию детей.

Малыши с удовольствием рассматривают картинки в книгах. В книжном уголке помещаются книги не только с программными произведениями, но и другие – о животных, про машины и т.п. Малышей привлекают альбомы фотографий типа «Птицы», «Рыбы», Транспорт» и т.д. Так интересы малышей выводятся за пределы ближайшего окружения.

То, насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет информация о мире, который окружает ребенка, во многом зависит от воспитателей и родителей.

В течение года была пополнена развивающая среда:

книгами, кубиками: «по сказкам», «животные  и птицы»;

Игры: «Веселые шнурочки», «Чей домик?», лото «Зверята».

Пазлы: «Маша и медведь», «Машина», мягкие пазлы: «Попугай», «Пароход», «Вертолет», «Цветы». «Мозаика», конструктор «Лего».

Уголок ряженых. Обвязали кукол, пошили постельное белье, приобрели скамейки, коляски, кроватки для кукол. Машинки для мальчиков.

В музыкальный уголок – ксилофон, пианино.

В физкультурный уголок – колпачки, мешочки с песком, следы, кочки, мячи большие и маленькие, кегли и т.д.

Оформили сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская».

Пополнили атрибуты для игры: «Магазин», «Карусель».

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять