«Создание позитивного микроклимата в группе»
Старший воспитатель: Решетникова А.О.
Ввести ребенка в мир человеческих отношений –
одна из важных задач воспитания личности ребенка
дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди
людей, формирую у них определенные психологические
качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке – дружат в группе детки».
«Утро радостных встреч», дети после выходных проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают какие события произошли в детском саду в его отсутствие.
Использовать игры и игровые упражнения направленные на сплочение и на совместную деятельность детей, создавать коллективные работы по ИЗО деятельности, ручному труду. Регулярно проводить этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам – научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать» и др.
Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. Можно применить «Шкатулку добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».
ü Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
ü Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.
ü Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
ü Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
ü Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
ü Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
ü Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
ü Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
ü Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.
ü Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.
ü Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
И конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.
Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.
Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе – все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Игры на сплочение.
Цели:
Ø Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности;
Ø Развитие групповой сплоченности;
Ø Формирование бережного и позитивного отношения к партнеру;
Ø Повышение самооценки детей.
«Давайте познакомимся»
Дети стоят в кругу. По очереди каждый называет свое имя, говорит, что-то хорошее о себе и делает какой-нибудь жест.
Я – Лиза (поднимает руки вверх). Я веселая.
Я – Максим (хлопает в ладоши). Я – добрый. И т.д.
Беседа:
Объясните, зачем человеку нужен друг? Каким он должен быть? Как вы понимаете выражение «настоящий друг», «одиночество»? как объяснить значение пословицы «Старый друг лучше новых двух»?
«Волшебный мяч»
Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они рассказывают, с кем в группе дружат и почему.
Ребята, а что было приятнее: говорить самому добрые слова или слышать их от других?
«Паутина» ( на сплоченность).
Дети встают в круг, берутся за руки и «запутываются» в один большой «клубок», обязательно не разжимая рук. После этого необходимо распутаться, но с тем условием – не разжимая рук.
В чем была трудность игры?
Что помогло вам распутаться?
Какие чувства вы испытывали в начале игры, как в конце игры?
«Волшебный ковер» (на развитие чувства ответственности друг за друга)
Берется ткань размером 1,5х1,5м. дети встают в круг вокруг нее, берут двумя руками за края ткани и натягивают ее. Ткань поднимается над полом на 15-20 см. ребята по очереди медленно проходят по ней, преодолевая сопротивление ткани.
Было ли страшно идти по этому ковру? Какие опасения были? Были ли вы уверены в своих друзьях? Знали, что они обязательно поддержат?
Мирилка
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мирится нам скорей!
Хватит, нам уже сердится,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мирится:
– Ты мне друг!
– И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
Внутригрупповые отношения детей.
Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение – стороны общения.
Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек по разному относится к вещам, событиям, социальной роли, людям. Что-то ему нравится, а что – то нет. Одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию.
Позитивные отношения между детьми внутри группы – залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя – не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.
Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения необходимы не только взрослому.
С раннего возраста дети испытывают недостаток общения, имеющий ограниченный круг социального взаимодействия.
Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.
Воспитатели наблюдают сложную картину межличностных отношений детей.
Человек существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами – это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.
Решению данных проблем способствует непрерывная система общения воспитатель – дети – родители. Воспитатель продумывает ряд игровых упражнений цель которых:
§ снятие напряжения в детском коллективе;
§ развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
§ раскрепощений неуверенных в себе детей;
§ сплочение группы.
Каждая игра имеет четкую структуру:
- организационная часть (состоит из упражнений – приветствия и упражнения -разминки), цели которой – настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;
- основная часть ( состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр), ее цель – развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействий;
- заключительная часть (состоит из упражнения – прощания), цели которой – символическое окончание занятий, выражение детьми своего отношения к той или иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.
Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, – это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.
Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе
ü создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.
ü Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
ü Распределять между воспитанниками поручения.
ü Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.
Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:
Ø Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;
Ø В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;
Ø Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны;
Ø Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;
Ø Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун;
Ø Благоприятная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.
Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность его жизни. Поэтому педагогу следует придерживаться определенных правил.
ü Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научится новому.
ü Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить;
ü Учитывать, что лучше слышать того, кто тише говорит.
ü Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний.
ü Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности.
ü Учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделять отстающим ребятам. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять основную массу).
ü Использовать средства наглядности в определенных границах, в соответствии с возрастом детей, их возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала.
ü Обучать дошкольников в контексте их практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.
ü Создавать ребенку условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями на догадливость.
ü Учитывать, что в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с различными способами решения задач.
ü Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!