МБДОУ д/с №5

МБДОУ д/с №5 -
Uc browser

«Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ»

Старший воспитатель Решетникова А.О.

  • История вопроса 

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг  взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из эффективных, в наши дни, стал метод проектов.

Зарождение этого метода произошло во второй половине  XIX века, на базе концепций «прагматической педагогики».

Американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) приобрел мировую известность как ученый, который сформулировал идеи новой, прогрессивной педагогики. Исходным принципом ее является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей – способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения.

Можно ли научить ребенка, идя навстречу его желаниям? Как обеспечить свободу обучения, не отдаваясь на волю случая, детского каприза, сиюминутной прихоти?.. В чем заключается при этом роль педагога?

Джон Дьюи разработал метод проектов – новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из  трех этапов:

  1. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
  2. Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения – план работы, а затем проект как последовательность действий.
  3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимости помощи педагогов.

Положительные  моменты технологии метода проектов:

  • увлеченность детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;
  • организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагает различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса;
  • максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания приобретаются в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны;
  • развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;
  • социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умения откликаться на идеи, выдвигаемые другим, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся не будет достигнута.

Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

            Джон Дьюи выделяет два важных условия для достижения эффективности метода проектов:

  1. Структурированность опыта, т. е. содержание образования дошкольников должно «строиться вокруг человека». Поэтому темы проектов основываются на диапазоне интересов ребенка к домашней жизни – к жизни общества (в зависимости от уровня возрастного развития).
  2. Необходимость взаимодействия ребенка и среды, т.к. оно является источником возникновения идеи проектов.

Однако в работах  Дж. Дьюи содержится мало сведений о содержании подобных ситуаций взаимодействия, что стала преградой для широкого внедрения методов проектов в практику.

Идеи Дж. Дьюи реализовывались в 1884-1916 гг. его учеником – американским педагогом У.Х. Кильпатриком, который считал, что проектом является любая деятельность, выполненная  «от своего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенный в данный момент общим интересом. Он выделил 4 вида проектов:

  • созидательный (производительный);
  • потребительский (изготовление предметов);
  • проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
  • проект-упражнение

Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К.Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова,  М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Уже тогда М.В. Крупенина разделяла проекты на следующие этапы:

  1. Постановка задачи.
  2. Разработка самого проекта принятого задания.
  3. Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
  4. Непосредственная трудовая деятельность.
  5. Учет проделанной работы.

Метод проектом по мнению М.В. Крупениной, необходимо реализовывать, учитывая следующие педагогические принципы:

    • Деятельный подход.
    • Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
    • Сотрудничество детей и взрослых.
    • Актуализация субъективной позиции ребенка в педпроцессе.
    • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
    • Самостоятельность

Российские ученые классифицировали проекты следующим образом:

  • по составу участников – коллективные или индивидуальные;
  • по целевой установке – игровые, общественно-полезные и производственные;
  • по срокам реализации – большие и малые.

Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т.к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения).

  • Теоретический блок

1.2.1. Понятийный аппарат

Проектно-технологический тип организации деятельности состоит в том, что продуктивная деятельность человека (ДОУ) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.

На сегодняшний день существует 2 определения проекта:

  • Нормативная модель некоторой системы;
  • Целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации.

Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике – это совокупность документов для создания какого-либо сооружения или изделия.

Современное понимание проекта – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Применение метода проектов основывается на логической структуре практической образовательной деятельности, учете иерархии уровней деятельности и иерархии педагогических целей.

Логическая структура практической деятельности

(по А.М. Новикову)

Структурные

компоненты

Содержание
Субъект Педагог-практик
Объект Целостный педагогический процесс во всем его многообразии
Предмет Объект и предмет деятельности не различаются, выступают как синонимы
Результат Обученные, воспитанные, развитые выпускники ДОУ
Форма организации  деятельности:

1.По числу участников

2. По организации процесса деятельности

 

 

 

 

3.Специфические  формы

 

 

1. Индивидуальная и коллективная.

2. организационная культура как всеобщая форма организации деятельности:

а) современный проектно-технологический тип организационной структуры;

б) проекты как завершенные циклы деятельности.

3. формы организации образовательного процесса на технологической фазе.

 

Организация практической образовательной деятельности

(по А.М. Новикову)

 

Структурные

компоненты

Содержание
Особенности деятельности
  • Уникальность и непредсказуемость, наличие свободы воли.
  • Адаптивность к изменяющимся условиям среды, помехоустойчивость (внешняя и внутренняя).
  • Способность к целеобразованию в интегративной, продуктивной деятельности.
  • Способность противостоять разрушающим тенденциям; самоорганизация, саморазвитие
Принципы деятельности ·         Принцип иерархичности

·         Принцип целостности

·         Принцип коммуникативности

·         Принцип историчности

·         Принцип необходимого разнообразия

Условия деятельности
  • Мотивационные,
  • Кадровые
  • Материально-технические
  • Научно-методические
  • Организационные
  • Финансовые
  • Нормативно-правовые
  • Информационные

 

Иерархия уровней деятельности

(по А.М. Новикову)

человек

Иерархия педагогических целей

Иерархия уровней целей

(по А.М. Новикову)

1.2.1. Общая  классификация, структура и содержание проекта

Современная методология образования представляет проект как цикл инновационной деятельности и выделяет следующую систему классификаций проектов.

Совокупность ступеней развития любого проекта об­разует его жизненный цикл и делится на фазы, стадии и этапы. Таким образом, можно выстроить подробную структуру проекта. 

Структура цикл проекта как временная структура деятельности

(по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову)

 

Структурные компоненты (фаза, стадия, этап) Содержание
1. Фаза проектирования (включает в себя построение модели проекта и план ее реализации)
Стадия: Концептуальная
Этапы:

1. Выявление противоречия.

 

 

 

2. Формулирование проблемы.

 

3. Определение проблематики.

 

 

4. Определение цели.

 

 

 

 

 

5. Выбор критериев.

 

1. Противоречия в практике. Определение главного звена проблемной ситуации.

 

2. Проблема как крупная практическая задача.

3. Проблематика как определение последствий разрешения проблемы как среды, надсистем, подсистем.

4. Определение целей проекта как антипода проблемы: без проблемы нет системы. Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно.

5. Критерии эффективности проекта устанавливаются самими участниками проекта, возможно, с использованием экспертных оценок, но зачастую на интуитивной основе. Являются «количественными моделями качественных целей».

 

Стадия: Моделирование
Этапы:

1. Построение моделей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оптимизация моделей.

 

 

 

 

3. Выбор модели (принятие решения).

1. Прагматические модели как рабочие представления будущего

проекта.

Условия дальнейшей реализации моделей:

•    ингерентность (согласованность со средой);

•    простота модели;

•    адекватность цели критериям.

Методы построения моделей:

•    метод сценариев;

• деловые игры;

•    графические методы;

• метод мозгового штурма;

•    метод структуризации;

• метод Делфи;

•    метод дерева целей;

• метод синектики

•    морфологический метод и др.

2. Нахождение среди множества возможных альтернативных моделей наилучших в заданных условиях. Сокращение альтер­натив, проверка отобранных моделей на устойчивость.

3. Выбор единственной модели для реализации проектируемой

системы.

Методы: экспертизы, оценки качества экспертиз.

Стадия: Конструирование системы

 

1. Декомпозиция.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Агрегирование.

 

 

 

 

 

3. Исследование условий

 

 

 

4. Построение программы.

1. Процесс разделения общей цели проекта на отдельные подцели-задачи, охватывающие весь комплекс возникающих задач.

В иерархических системах дельнейшее дробление задач на подзадачи и т. д. Основной метод – построение дерева целей.

 

Агрегирование (объединение в целое) как процесс  согласования отдельных задач реализации проекта между собой. Основные методы – определение конфигуратора, использование классификаций.

3. Исследование мотивационных, кадровых, финансовых и других условий реализации проекта в целом и по каждой его задаче в отдельности.

4. Создание программы реализации проекта как конкретного плана действий в определенных условиях и в установленные сроки. Основные методы: определение основных вех, календарное планирование, сетевое планирование, диаграмма Ганта.

2. Технологическая фаза
Стадия: Реализация модели системы Опытная работа по реализации проекта. Методы: обучение и воспитание, педагогические (образовательные) технологии; методы оперативного управления; контроль выполнения планов, внесения коррективов, дополнительное ресурсное обеспечение.
3. Рефлексивная фаза:

итоговая оценка (самооценка) результатов; рефлексия.

Самооценка результатов реализации проекта. Экспертиза с при­влечением независимых экспертов.

Рефлексия как способ осознания целостности своей собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств; как последовательное движение в рефлексивном плане: «оста­новка», «фиксация», «отстранение», «объективация», «обора­чивание».

 

1.2.3. Типы, виды проектов в ДОУ

 

Цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется зада­чами развития деятельности детей.

Таким образом, структура проекта, адаптированная к ДОУ, будет выглядеть так:

  1. Целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени (фаза проектирования, концептуальная стадия и стадия моделирования).
  2. Разработка проекта – план деятельности по дости­жению цели (фаза проектирования, стадия констру­ирования системы).
  • К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).
  • В каких источниках можно найти информацию.
  • Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
  • С какими предметами научиться работать для дости­жения цели.
  1. Выполнение проекта – практическая часть (техноло­гическая фаза, стадия реализация модели системы).
  2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).

Осуществляя проектную деятельность в ДОУ, необхо­димо придерживаться фаз, стадий и этапов классической структуры проекта и действовать, ориентируясь на содер­жание структурных компонентов.

В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов. Также су­ществует классификация проектов:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

 

Типы проектов в ДОУ

(по Л. С. Киселевой)

Тип проекта Содержание Возраст детей
1. Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна

 

Старший дошкольный возраст

 

2. Ролево- игровой

 

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

 

Со второй младшей группы

 

3. Иноформационн- практико- ориентированный

 

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

 

Со средней группы
4. Творческий

 

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

 

Со второй младшей группы

 

 

Виды и примерная тематика проектов в ДОУ

(по Л. С. Киселевой)

 

Вид проекта Примерная тематика
1. Комплексный •  Мир театра

•  Здравствуй, Пушкин!

•  Эхо столетий

•  Книжкина неделя

2. Межгрупповой •  Математические коллажи

•  Мир животных и птиц

•  Времена года

3. Творческий •  Мои друзья

•  У нас в Нескучном саду

•  Любим сказки

•  Мир природы

•  Рябины России

4. Групповой •   Сказки о любви

•   Познай себя

•   Уральские самоцветы

•   Подводный мир

•   Веселая астрономия

5. Индивидуальный •   Я и моя семья

•   Генеалогическое древо

•   Секреты бабушкиного сундука

•   Сказочная птица

6. Исследовательский •   Мир воды

•   Дыхание и здоровье

•   Питание и здоровье

•   Дерево группы

 

Продолжительность проектов в ДОУ

 

Вид проекта Продолжительность
1 Краткосрочный проект Одно или несколько занятий: 1-2 недели – месяц
2 Проект средней продол­жительности 2-4 месяца
3 Долгосрочный проект Учебный год

 

Обзор литературы по проблеме

  1. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. -120 с.
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учрежде­ния [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева. М.: Аркти,2003. -96 с.

Сборник составлен группой авторов на основе трехлетней экспериментальной работы ГОУ ЦРР /с № 183 по проблеме «Создание учреждения нового вида – Центра развития ребенка». Представлены теоретические и прак­тические материалы по использованию проектного метода в работе педагогического коллектива созданию единого образовательного пространства и развитию творческих, познавательных способностей детей. В приложениях даны конспекты занятий, схемы осуществления проектов.

  1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов пе­дагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
  2. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить ре­бенка приобретать знания [Текст]. Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.

Книга посвящена часто обсуждаемой в теоретических рабо­тах и мало разработанной на уровне практики дошкольного образования проблеме обучению ребенка, процессу самосто­ятельного приобретения знаний путем собственного исследо­вательского поиска, знакомит с педагогической технологией проведения учебных исследований с дошкольниками.

  1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирова­ние. Старший дошкольный возраст [Текст]: учеб. пособие.
    М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

 

За последние несколько лет были опубликованы раз­личные статьи по теории и практике проектной деятель­ности в журналах «Дошкольное воспитание» и «Ребенок в детском саду»:

  1. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопро­сы теории и методики [Текст] / А. И. Савенков // 2000. – №2. -С. 10-15.

Статья отражает методику работы со старшими до­школьниками в режиме исследовательской деятельности; определяет принципы организации и содержание развивающей среды, изготовление и подготовку материалов к занятиям.

  1. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию [Текст] /Е.Евдокимова //Дошкольное воспитание. – 2003. – №3 –
    с.14-19.

Статья раскрывает особенности проектной деятельности в каждой возрастной группе детского сада, выстраивает алгоритм взаимодействия воспитателя и детей.

  1. Флегонтова Н. П. «Метод проектов» в педагогике Джона
    Дьюи [Текст] / Н. П. Флегонтова // Ребенок в детском са­ду. – 2003. – № 4. – С. 44-46. Статья подробно освещает историю возникновения изуча­емой технологии

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять