Старший воспитатель Решетникова А.О.
- История вопроса
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из эффективных, в наши дни, стал метод проектов.
Зарождение этого метода произошло во второй половине XIX века, на базе концепций «прагматической педагогики».
Американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) приобрел мировую известность как ученый, который сформулировал идеи новой, прогрессивной педагогики. Исходным принципом ее является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей – способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения.
Можно ли научить ребенка, идя навстречу его желаниям? Как обеспечить свободу обучения, не отдаваясь на волю случая, детского каприза, сиюминутной прихоти?.. В чем заключается при этом роль педагога?
Джон Дьюи разработал метод проектов – новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из трех этапов:
- Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
- Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения – план работы, а затем проект как последовательность действий.
- Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимости помощи педагогов.
Положительные моменты технологии метода проектов:
- увлеченность детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;
- организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагает различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса;
- максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания приобретаются в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны;
- развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;
- социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умения откликаться на идеи, выдвигаемые другим, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся не будет достигнута.
Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.
Джон Дьюи выделяет два важных условия для достижения эффективности метода проектов:
- Структурированность опыта, т. е. содержание образования дошкольников должно «строиться вокруг человека». Поэтому темы проектов основываются на диапазоне интересов ребенка к домашней жизни – к жизни общества (в зависимости от уровня возрастного развития).
- Необходимость взаимодействия ребенка и среды, т.к. оно является источником возникновения идеи проектов.
Однако в работах Дж. Дьюи содержится мало сведений о содержании подобных ситуаций взаимодействия, что стала преградой для широкого внедрения методов проектов в практику.
Идеи Дж. Дьюи реализовывались в 1884-1916 гг. его учеником – американским педагогом У.Х. Кильпатриком, который считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от своего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенный в данный момент общим интересом. Он выделил 4 вида проектов:
- созидательный (производительный);
- потребительский (изготовление предметов);
- проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
- проект-упражнение
Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К.Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Уже тогда М.В. Крупенина разделяла проекты на следующие этапы:
- Постановка задачи.
- Разработка самого проекта принятого задания.
- Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
- Непосредственная трудовая деятельность.
- Учет проделанной работы.
Метод проектом по мнению М.В. Крупениной, необходимо реализовывать, учитывая следующие педагогические принципы:
-
- Деятельный подход.
- Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
- Сотрудничество детей и взрослых.
- Актуализация субъективной позиции ребенка в педпроцессе.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Самостоятельность
Российские ученые классифицировали проекты следующим образом:
- по составу участников – коллективные или индивидуальные;
- по целевой установке – игровые, общественно-полезные и производственные;
- по срокам реализации – большие и малые.
Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т.к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения).
- Теоретический блок
1.2.1. Понятийный аппарат
Проектно-технологический тип организации деятельности состоит в том, что продуктивная деятельность человека (ДОУ) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.
На сегодняшний день существует 2 определения проекта:
- Нормативная модель некоторой системы;
- Целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации.
Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике – это совокупность документов для создания какого-либо сооружения или изделия.
Современное понимание проекта – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Применение метода проектов основывается на логической структуре практической образовательной деятельности, учете иерархии уровней деятельности и иерархии педагогических целей.
Логическая структура практической деятельности
(по А.М. Новикову)
Структурные
компоненты |
Содержание |
Субъект | Педагог-практик |
Объект | Целостный педагогический процесс во всем его многообразии |
Предмет | Объект и предмет деятельности не различаются, выступают как синонимы |
Результат | Обученные, воспитанные, развитые выпускники ДОУ |
Форма организации деятельности:
1.По числу участников 2. По организации процесса деятельности
3.Специфические формы |
1. Индивидуальная и коллективная. 2. организационная культура как всеобщая форма организации деятельности: а) современный проектно-технологический тип организационной структуры; б) проекты как завершенные циклы деятельности. 3. формы организации образовательного процесса на технологической фазе. |
Организация практической образовательной деятельности
(по А.М. Новикову)
Структурные
компоненты |
Содержание |
Особенности деятельности |
|
Принципы деятельности | · Принцип иерархичности
· Принцип целостности · Принцип коммуникативности · Принцип историчности · Принцип необходимого разнообразия |
Условия деятельности |
|
Иерархия уровней деятельности
(по А.М. Новикову)
человек
Иерархия педагогических целей
Иерархия уровней целей
(по А.М. Новикову)
1.2.1. Общая классификация, структура и содержание проекта
Современная методология образования представляет проект как цикл инновационной деятельности и выделяет следующую систему классификаций проектов.
Совокупность ступеней развития любого проекта образует его жизненный цикл и делится на фазы, стадии и этапы. Таким образом, можно выстроить подробную структуру проекта.
Структура цикл проекта как временная структура деятельности
(по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову)
Структурные компоненты (фаза, стадия, этап) | Содержание |
1. Фаза проектирования (включает в себя построение модели проекта и план ее реализации) | |
Стадия: Концептуальная | |
Этапы:
1. Выявление противоречия.
2. Формулирование проблемы.
3. Определение проблематики.
4. Определение цели.
5. Выбор критериев. |
1. Противоречия в практике. Определение главного звена проблемной ситуации.
2. Проблема как крупная практическая задача. 3. Проблематика как определение последствий разрешения проблемы как среды, надсистем, подсистем. 4. Определение целей проекта как антипода проблемы: без проблемы нет системы. Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно. 5. Критерии эффективности проекта устанавливаются самими участниками проекта, возможно, с использованием экспертных оценок, но зачастую на интуитивной основе. Являются «количественными моделями качественных целей».
|
Стадия: Моделирование | |
Этапы:
1. Построение моделей.
2. Оптимизация моделей.
3. Выбор модели (принятие решения). |
1. Прагматические модели как рабочие представления будущего
проекта. Условия дальнейшей реализации моделей: • ингерентность (согласованность со средой); • простота модели; • адекватность цели критериям. Методы построения моделей: • метод сценариев; • деловые игры; • графические методы; • метод мозгового штурма; • метод структуризации; • метод Делфи; • метод дерева целей; • метод синектики • морфологический метод и др. 2. Нахождение среди множества возможных альтернативных моделей наилучших в заданных условиях. Сокращение альтернатив, проверка отобранных моделей на устойчивость. 3. Выбор единственной модели для реализации проектируемой системы. Методы: экспертизы, оценки качества экспертиз. |
Стадия: Конструирование системы
|
|
1. Декомпозиция.
2. Агрегирование.
3. Исследование условий
4. Построение программы. |
1. Процесс разделения общей цели проекта на отдельные подцели-задачи, охватывающие весь комплекс возникающих задач.
В иерархических системах дельнейшее дробление задач на подзадачи и т. д. Основной метод – построение дерева целей.
Агрегирование (объединение в целое) как процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой. Основные методы – определение конфигуратора, использование классификаций. 3. Исследование мотивационных, кадровых, финансовых и других условий реализации проекта в целом и по каждой его задаче в отдельности. 4. Создание программы реализации проекта как конкретного плана действий в определенных условиях и в установленные сроки. Основные методы: определение основных вех, календарное планирование, сетевое планирование, диаграмма Ганта. |
2. Технологическая фаза | |
Стадия: Реализация модели системы | Опытная работа по реализации проекта. Методы: обучение и воспитание, педагогические (образовательные) технологии; методы оперативного управления; контроль выполнения планов, внесения коррективов, дополнительное ресурсное обеспечение. |
3. Рефлексивная фаза:
итоговая оценка (самооценка) результатов; рефлексия. |
Самооценка результатов реализации проекта. Экспертиза с привлечением независимых экспертов.
Рефлексия как способ осознания целостности своей собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств; как последовательное движение в рефлексивном плане: «остановка», «фиксация», «отстранение», «объективация», «оборачивание». |
1.2.3. Типы, виды проектов в ДОУ
Цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности детей.
Таким образом, структура проекта, адаптированная к ДОУ, будет выглядеть так:
- Целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени (фаза проектирования, концептуальная стадия и стадия моделирования).
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы).
- К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).
- В каких источниках можно найти информацию.
- Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
- С какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта – практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели системы).
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).
Осуществляя проектную деятельность в ДОУ, необходимо придерживаться фаз, стадий и этапов классической структуры проекта и действовать, ориентируясь на содержание структурных компонентов.
В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов. Также существует классификация проектов:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
Типы проектов в ДОУ
(по Л. С. Киселевой)
№ | Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
1. | Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна
|
Старший дошкольный возраст
|
2. | Ролево- игровой
|
Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы
|
Со второй младшей группы
|
3. | Иноформационн- практико- ориентированный
|
Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
|
Со средней группы |
4. | Творческий
|
Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
|
Со второй младшей группы
|
Виды и примерная тематика проектов в ДОУ
(по Л. С. Киселевой)
№ | Вид проекта | Примерная тематика |
1. | Комплексный | • Мир театра
• Здравствуй, Пушкин! • Эхо столетий • Книжкина неделя |
2. | Межгрупповой | • Математические коллажи
• Мир животных и птиц • Времена года |
3. | Творческий | • Мои друзья
• У нас в Нескучном саду • Любим сказки • Мир природы • Рябины России |
4. | Групповой | • Сказки о любви
• Познай себя • Уральские самоцветы • Подводный мир • Веселая астрономия |
5. | Индивидуальный | • Я и моя семья
• Генеалогическое древо • Секреты бабушкиного сундука • Сказочная птица |
6. | Исследовательский | • Мир воды
• Дыхание и здоровье • Питание и здоровье • Дерево группы |
Продолжительность проектов в ДОУ
№ | Вид проекта | Продолжительность |
1 | Краткосрочный проект | Одно или несколько занятий: 1-2 недели – месяц |
2 | Проект средней продолжительности | 2-4 месяца |
3 | Долгосрочный проект | Учебный год |
Обзор литературы по проблеме
- Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. -120 с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева. М.: Аркти,2003. -96 с.
Сборник составлен группой авторов на основе трехлетней экспериментальной работы ГОУ ЦРР -д/с № 183 по проблеме «Создание учреждения нового вида – Центра развития ребенка». Представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогического коллектива — созданию единого образовательного пространства и развитию творческих, познавательных способностей детей. В приложениях даны конспекты занятий, схемы осуществления проектов.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания [Текст]. Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
Книга посвящена часто обсуждаемой в теоретических работах и мало разработанной на уровне практики дошкольного образования проблеме — обучению ребенка, процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского поиска, знакомит с педагогической технологией проведения учебных исследований с дошкольниками.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст]: учеб. пособие.
М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
За последние несколько лет были опубликованы различные статьи по теории и практике проектной деятельности в журналах «Дошкольное воспитание» и «Ребенок в детском саду»:
- Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики [Текст] / А. И. Савенков // 2000. – №2. -С. 10-15.
Статья отражает методику работы со старшими дошкольниками в режиме исследовательской деятельности; определяет принципы организации и содержание развивающей среды, изготовление и подготовку материалов к занятиям.
- Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию [Текст] /Е.Евдокимова //Дошкольное воспитание. – 2003. – №3 –
с.14-19.
Статья раскрывает особенности проектной деятельности в каждой возрастной группе детского сада, выстраивает алгоритм взаимодействия воспитателя и детей.
- Флегонтова Н. П. «Метод проектов» в педагогике Джона
Дьюи [Текст] / Н. П. Флегонтова // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 4. – С. 44-46. Статья подробно освещает историю возникновения изучаемой технологии