Старший воспитатель Решетникова А.О.
Дошкольное образование является первоначальной и неотъемлемой частью всей системы образования подрастающего поколения. Педагогам-дошкольникам необходимо знать, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят и на что, в первую очередь, надо ориентировать выпускников дошкольной образовательной организации. Современные школьники вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, они учатся изобретать, выражать собственные мысли, самостоятельно принимать решения, считаясь с мнением сверстников. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Основы этих качеств закладываются и развиваются в дошкольном детстве. Познавательно-исследовательская деятельность занимает важное место в педагогическом процессе образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Умение воспитателя организовать с детьми разнообразные виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, двигательную, конструктивно-модельную, чтение художественной литературы, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую, трудовую) и создавать разнообразную предметно-игровую развивающую среду помогает сделать жизнь дошкольников насыщенной и интересной.
ФГОС ДО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года, требует от педагогов такого «построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования», поддержки инициативы воспитанников в различных видах деятельности, тесного сотрудничества дошкольной организации с семьёй.
Перед образовательными организациями поставлены задачи создания благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем: необходимо вовлекать ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых в ДОО требует от педагога использование инновационных образовательных технологий:
- построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей (под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса; происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности – рис.1);
- гибкое содержание и подбор инновационных педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка (создание адекватных возрасту психолого-педагогических условий: индивидуальный подход к ребенку, предоставление широкого выбора деятельности, отсутствие жесткой предметности, т.е. создание благоприятного психологического пространства, игровое построение воспитательно-образовательного процесса, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности каждого воспитанника);
- здоровьесберегающие технологии (организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности , закаливающие мероприятия, прогулки);
- информационно-коммуникационные технологии (особое место отводится информационно-коммуникационным технологиям, включающим использование телевизора, DVD, CD, мультимедиа, компьютера, Интернета, то есть всего того, что может предоставлять широкие возможности для коммуникации, и при рациональном включении ИКТ-ресурсов в систему воспитания и обучения дошкольников данная технология способствует повышению уровня познавательных интересов, мотивации и других качеств личности ребёнка: во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный малышам; движения, звук, мультипликация привлекает внимание ребенка; во-вторых, самообразование педагога, обмен передовым педагогическим опытом невозможны без ресурсов Интернета; в-третьих, взаимодействие с социумом и, в первую очередь, с родителями предполагает дистанционную обратную связь);
- метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает знания в реальные продукты; метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать нравственные качества и коммуникативные навыки; быть участником проекта для ребёнка означает почувствовать свою значимость, ощутить себя полноценным участником событий; коллективный характер всех этапов работы над проектом позволяет ребёнку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить своё личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели; атмосфера поддержки и творчества, ответственность за результат стимулируют всех участников познавательно-исследовательской деятельности (и педагогов, и детей, и родителей) к самосовершенствованию;
- технологии опережающего развития (создание проблемных ситуаций для активизации познавательной деятельности воспитанников, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами сюжет, явление или даже закон);
- игровые технологии (использование игровых приёмов вызывает у детей эмоциональный подъём, помогает им раскрепоститься, повышает интерес к исследовательской деятельности, к познанию окружающего мира через образы, краски, звуки).
Очень важный аспект организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками – это взаимодействие педагога с родителями. Сочетаясь, материнская и отцовская любовь создают идеальные условия для полноценного развития ребёнка. Известный американский психолог Эрих Фромм писал, что «мать – это дом, из которого мы уходим, а отец – это тот, кто учит ребёнка, как узнавать дорогу в мир». Наилучший способ помочь детям познать окружающий мир, испытывая при этом преимущественно положительные эмоции – это помочь их родителям осознать значимость исследовательской деятельности для развития ребёнка. Ведь воспитание всесторонне развитой личности – это совместная деятельность педагогов и родителей, направленная на формирование устойчивой психики и здорового эмоционального фона. Задача педагога заключается в том, чтобы объяснить родителям, что ощущение удовлетворённости, праздника рождается из значимости и яркости тех впечатлений, которые получает ребёнок. И залог успеха этой работы в том, что она должна вестись непрерывно (педагогами – в детском саду, родителями – дома). Можно выделить следующие формы взаимодействия с родителями при организации совместной познавательно-исследовательской деятельности (рис.2).
Во-первых, это родительское собрание, на котором педагог знакомит родителей с предстоящей деятельностью; проводит анкетирование по отношению родителей к организации опытов и экспериментов, и выявлению способностей (интересов, талантов) с целью распределения обязанностей.
Будучи уверен в том, что никто не знает ребёнка лучше его родителей, педагог обязан учитывать их мнение при планировании предстоящей деятельности. Этому способствуют индивидуальные и групповые консультации по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности.
Следующая форма взаимодействия педагогов с родителями – это круглые столы, семинары-практикумы, направленные на отработку отдельных моментов.
Дошкольники очень ценят вещи, созданные руками своих родителей, особенно если ребята сами принимают в этом участие. Поэтому здесь не обойтись без организации творческих мастерских. Можно организовать выставку совместных детско-родительских работ по теме исследования.
Презентацию проекта, как итог исследовательской работы, можно представить как совместный праздник (собрание) педагогов, детей и родителей. Атмосфера праздника вдохновляет всех участников, придаёт дошкольникам уверенности в своих силах, а родителям даёт возможность радоваться за своих детей, гордиться их успехами и чувствовать свою причастность к результатам совместной познавательно-исследовательской деятельности.
В процессе организованной познавательно-исследовательской деятельности ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе. Используемые методы и приёмы организации исследовательской деятельности способствуют развитию творческого, инициативного, самостоятельного потенциала всех участников педагогического процесса, их социально-нравственной сферы (рис.3).
Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагогов, детей и родителей способствует сплочённости детей и взрослых; развитию познавательных интересов и познавательной активности дошкольников, воспитанию творческой личности, так как полученная в готовом виде информация быстрее утрачивается, тогда, как всё добытое опытным путём сохраняется навсегда.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
|
Формирование познавательной и исследовательской деятельности: развитие познавательной активности воспитанников; обучение детей планированию деятельности.
Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развитие способности устанавливать простейшие связи между ними (задания, игры, упражнения, включённые в организованную исследовательскую деятельность, направлены на развитие памяти, воображения, мышления, восприятия, так как формирование этих психических процессов является неотъемлемой частью очень сложного процесса познания мира) |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
|
Вовлечение детей в активное обсуждение предстоящей деятельности, её методов и предполагаемых результатов. Развитие речи детей через усвоение интересных сведений об окружающем мире: обогащение словаря, формирование правильного и чёткого произношения, умения строить предложения. Повышение интереса к деятельности, используя художественную литературу. |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
|
Расширение двигательного опыта воспитанников (смена динамических поз, двигательные игровые упражнения – физкультминутки).
Развитие мускулатуры кистей рук (пальчиковые и подвижные игры, психогимнастики ). Разнообразие игровых упражнений, пальчиковых игр, физкультминуток, включённых в исследовательскую деятельность, помогает воспитанникам без принуждения, с увлечением познавать окружающий мир, способствует снятию утомления, развивает фантазию |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
|
Создание благоприятного эмоционального климата в группе
Развитие активной позиции ребёнка; формирование умения преодолевать трудности, познавая окружающий мир Создание условий для совместной исследовательской деятельности дошкольников; обучение правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты Воспитание культуры деятельности; формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки; формирование навыков безопасного поведения Приобщение детей к общественному труду. Формирование стремления доставить радость окружающим людям. |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
|
Формирование художественно-изобразительных навыков и умений, развитие конструктивного творчества. Приобщение детей к изготовлению поделок из природного материала (камушки, шишки, ракушки, веточки, песок, снег и т.д.). · Формирование эстетического вкуса в гармоничном сочетании элементов при оформлении результатов исследовательской деятельности (построек, поделок и т.д.) · |
Рис. 1 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Рис.2 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Источники информации.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”
- Белая К.Ю. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Чугунова С. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования http://www.moidetsad.ru/konsultac/konsultac2826.html
- Экспериментально – исследовательская деятельность с воспитанниками ДОУ. http://mdou3-buratino.3dn.ru/index/ehksperimentalno_issledovatelskaja_dejatelnost_s_vospitannikami_dou/0-27
- http://mentoralla.jimdo.com (методичка – высказывания о воспитании)