Воспитатель: Ландикова Е.В.
Сроки: сентябрь 2013 г. – май 2014 г.
Этапы реализации проекта:
I – подготовительный (сентябрь 2013–октябрь 2014 г.)
II – организационный (октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.)
III – итоговый (апрель — май 2014 г.)
Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателяна занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.
Цель проекта: является развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.
Задачи:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
— использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников.;
— проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
— взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
— создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры);.
Объект: развитие речи дошкольников группы «Дюймовочка».
Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников. Теоретическая значимость заключается в разработке:
— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;
— разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Практическая значимость:
— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
— в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
-в обобщении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
— развитие речи дошкольников;
— родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Механизм оценки результатов:
«Экспресс – анализ и оценка детской деятельности» (Методические основы) под редакцией О.А. Сафоновой, Н.Новгород.1995г.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный
1этап — подготовительный этап (сентябрь 2013 года)
— изучение психолого-педагогической методической литературы;
— проведение педагогической диагностики;
-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников ;
— создание речевой среды
2 этап — основной этап (октябрь2013года –апрель 2014года)
Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей 3-4 лет по развитию речи
Обогащение предметно – развивающей среды:
-оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по данной теме
— оформление памяток для родителей и педагогов.
Работа с детьми:
— занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением здоровьесбрегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж,суд-жок терапия.
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.
С применением мнемотехники
Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;
Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, мнемодорожками, интеллект картами.
С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.
С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания, семинары.
Работа с родителями:
1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи», «Песочная терапия для развития речи дошкольников»,
«Развитие речи детей средствами физкультурно-оздоровительной работы», «Игровой массаж предметами».
2) памятки:
«Ваш ребенок левша», «»Здоровьесбережение», «Пальчиковая гимнастика», «»Массаж пальцев рук», «Говорю с ребенком на языке игры».
3) Родительские собрания «»Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,
«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».
Работа с педагогами:
Консультации: «Внедрение ИКТ в образовательный процесс», «ТРИЗ –эффективное внедрение педагогической технологии в развитие речи дошкольников». Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
3 этап — заключительный этап (май 2014год)
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:
— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);
— анализ проведенного проекта.
Перспективы развития проекта
Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использования инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.