МБДОУ д/с №5

МБДОУ д/с №5 -
Uc browser

Познавательный проект во второй младшей группе «Волшебные капельки»

Разработала и провела Картушина О.Д.
воспитатель  второй младшей группы (3-4 года) 

Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит

 или волнуется ветром, она движется и дает

жизнь и движение всему ее окружающему.

Иван Аксаков

Проектировочный компонент.

Тип: познавательный.

Вид: краткосрочный.

Срок реализации: четыре недели.

Цель: формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения опытно-экспериментальной деятельности с водой.

Задачи:

  1. Дать детям элементарные знания о воде как объекте неживой природы и её некоторых свойствах.
  2. Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами природы.
  3. Способствовать формированию практических умений и навыков по использованию воды в повседневной жизни.
  4. Развивать речевые навыки, обогащать словарный запас.
  5. Воспитывать бережное отношение к воде.
  6. Вызвать интерес к элементарной опытно – экспериментальной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширение первичных представлений о природном объекте – воде у детей младшего возраста.
  2. Формированиекачеств личности: самостоятельности, инициативности, познавательной активности.
  3. Создание в группе предметно-развивающей среды для расширения представления детей о воде, её значении для человека и окружающей среды.

Участники проекта: воспитатели второй младшей группы «Карапуз», дети, родители.

Проблема:в младшем дошкольном возрасте дети не могут сами вычленить во всем разнообразии  главное,  не в состоянииделать простейшие выводы. Мы, воспитатели, в доступной и игровой форме знакомим детей с некоторыми свойствами воды,  со значением  воды для человека.

Актуальность:одна из наших основных задач – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность.Опытно-экспериментальная деятельность помогает в игровой форме усвоение детьми необходимых навыков и умений, дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Предварительная работа.

Планирование НОД и ООД

Тема ООД Программное содержание
1. «Игра – экспериментирование с водой «Тонет – не тонет». Вызвать интерес к воде как к объекту манипуляционных действий.

Развивать любознательность.

Воспитывать желание участвовать в общей деятельности со взрослым.

2. «Конструирование действующей модели фонтана, наблюдение за фонтанирующей водой». Продолжать формировать представления  о таком свойстве воды как «текучесть».

Развивать наблюдательность.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

3. «Манипуляции с водой». Продолжать знакомить с основным свойством воды как жидкости: течёт, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать познавательную активность.

4. «Сравнение воды с молоком». Познакомить со свойством воды: прозрачная.

Развивать речевые навыки.

Подводить к умению делать выводы.

5. «Докажем кукле, что руки не загорелые, а грязные». Познакомить со свойством воды: очищает.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать стремление быть аккуратными.

6. «Растворение в воде краски, получение нового цвета путём смешивания двух разных красок». Познакомить со свойством воды: растворяет краску, меняет цвет.

Формировать у детей младшего дошкольного возраста практические навыки обращения с водой и красками.

Активизировать словарный запас.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

7. Игра- эксперимент «Волшебные превращения». Продолжать знакомить с тем, что вода может менять цвета, что в ней растворяется краска.

Продолжать формировать у детей младшего дошкольного возраста практические навыки обращения с водой и красками.

Развивать творческое восприятие.

 

8. «Как сделать аквариум» Познакомить с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок и камни мокрые; там живут рыбки.

Закрепить представление о том, что вода смачивает предметы.

Развивать познавательную активность.

Воспитывать желание к совместной деятельности со взрослым.

9. «Лёд растаял и стал водой». Показать детям, что изо льда при нагревании получается вода.

Развивать наблюдательность.

Подводить к умению делать выводы.

10. «Игра-сказка «Большое путешествие маленькой капельки». Дать элементарные представления о круговороте воды в природе.

Закрепить знания о свойствах воды: прозрачная, чистая, нужна человеку, животным, растениям.

Развивать любознательность.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Планирование ОД в режимных моментах:

  1. Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта.
  2. Чтение рассказов, стихов, потешек о воде (А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр»), загадки о воде, потешки «Водичка, водичка…»,«Дождик, дождик, пуще».

Взаимодействие  с семьями воспитанников:

  1. Привлечь родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по данной теме.
  2. Оказать помощь в создании видеоклипа по теме проекта.

Словарная работа: течь, журчать, растворять, прозрачный, лёд.

Материалы и оборудование: перчаточная кукла «зайчонок Стёпа», кукла Наташа, «чудесная коробка», медиафайлы и мультимедийное оборудование, материалы для проведения опытно – экспериментальной деятельности по теме проекта.

Основным методическим приёмом проекта является игровая деятельность с одним персонажем – зайчонком Стёпой, который создаёт проблемные ситуации. Дети совместно с воспитателем в ходе опытно-экспериментальной деятельности успешно решают поставленные задачи.

Организационный компонент.

Реализация запланированных мероприятий.

  1. Игра – экспериментирование «Тонет – не тонет»

Содержание ООД: зайчонок Стёпа приходит в гости  к ребятам. Дети показывают ему свою группу, любимые игрушки. Стёпа  «У меня в лесу нет таких игрушек, зато есть вот что» и показывает детям коробку: «Там моя любимая игра! Я каждый день играю в лесу с… Отгадайте загадку!

«Она журчит, она играет,

Она течёт, она бежит,

Но никуда не убегает».

Дети затрудняются с ответом. При повторном чтении Стёпа достаёт ёмкость с водой и производит действия с водой в соответствии со словами загадки.

Далее Стёпа рассказывает и показывает детям свою любимую игру с водой «Тонет- не тонет».

Перед каждым погружением предмета, Стёпа спрашивает «Тонет или не тонет?»

Каждый ребёнок по желанию играет в игру «Тонет – не тонет» самостоятельно.

  1. Конструирование действующей модели фонтана, наблюдение за фонтанирующей водой.

Содержание НОД: см. приложение 1- конспект НОД «Хочу быть инженером!»

  1. Манипуляции с водой.

Содержание ООД:

Стёпа:  Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? Вы помните, как мы играли в игру «Тонет-не тонет»? Сегодня моя коробка очень тяжёлая. Там лежат предметы для моей второй любимой игры с водой. Сейчас я вам всё покажу и расскажу!

Он достаёт из своей чудесной коробки различные ёмкости, показывает детям, как наливать, переливать воду, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.

  1. Сравнение воды с молоком.

Содержание ООД:

Стёпа: Посмотрите, ребята, что лежит в моей чудесной коробке.

Стёпа показывает детям две бутылки:  в одной молоко, в другой вода. Он разливает воду и молоко в разные прозрачные ёмкости, приговаривая

Стёпа (про воду): она журчит, она играет, она течёт, она бежит, но никуда не убегает!

Стёпа (про молоко): оно журчит, оно играет, оно течёт, оно бежит, но никуда не убегает!

Стёпа: Как вы думаете, молоко и вода похожи или нет?

Дети высказывают свои предположения.

В.: Молоко и вода похожи своей текучестью и непохожи по цвету: молоко – белое, а вода без цвета, прозрачная.

Стёпа: Сейчас я вам покажу, почему говорят – вода прозрачная.

наливает в прозрачную ёмкость молоко. Опускает камешки и ракушки – их не видно. Наливает в другую ёмкость вода и приглашает детей по очереди опустить в воду камешки и ракушки – их  видно.

  1. Докажем кукле, что руки не загорелые, а грязные.

Содержание ООД:

Зайчонок Стёпа приводит к детям подругу – куклу Наташу.

В.: Очень приятно познакомится! Но скажи, пожалуйста, кукла Наташа, что у тебя с руками: они, наверно, грязные?

Кукла:Нет, я так загорела на солнышке.

Стёпа:  Ребята, помогите убедить куклу Наташу, что руки у неё не загорелые, а грязные.

В.: Давайте мы прочитаем ей отрывок из произведения К. Чуковского «Ах, ты гадкий, ах, ты грязный».

Во время чтения вывешивается  картинка «Мойдодыр». Воспитатель спрашивает куклу, знает ли она этого персонажа (не знает), спрашивает ребят (называют Мойдодыра).В беседе дети вспоминают, что случилось с неряшливым мальчиком и как он в итоге подружился с умывальником.

В.: Посмотрите, на столе приготовлена прозрачная ёмкость с чистой водой. Давайте,опытным путём докажем Наташе, что руки у неё не загорелые, а грязные. Как мы это сделаем?

Следует обсуждение, как это сделать (вымыть руки куклы, если руки грязные, то вода станет мутной).

Стёпа: Спасибо, ребята, вы доказали моей подруге, что руки у неё были не загорелые, а грязные.

Кукла: Теперь я всегда буду мыть руки!

  1. Растворение в воде краски, получение нового цвета путём смешивания двух разных красок.

Содержание НОД: см. приложение 2 – конспектНОД «Сок для куклы Наташи».

  1. Игра – эксперимент «Волшебные превращения».

Содержание ООД: рисование на мокром листе, на котором восковой свечой нарисованы листья деревьев, наблюдение за переходом цвета на влажном листе.

Воспитатель предварительно рисует на плотном ватмане  формата А4 (по количестве детей) свечкой листья деревьев и смачивает их водой.

Стёпа: Здравствуйте, ребята! Вы скучали по мне? А что вы делали в садике? Давайте я вам расскажу, чем я занимался в своём лесу! Я учился быть волшебником! Хотите, покажу, что я умею! И поможет мне волшебница – вода!

Стёпа показывает детям чистый лист бумаги, смачивает его мягкой губкой и просит воспитателя дать ему самые красивые краски.

В.: Дети, какие краски у нас самые красивые?

Показывает акварельные краски, дети называют цвет. Стёпа наносит поочерёдно краску. Появляются радужные листья. Воспитатель обращает внимание детей, как переходит цвет на листе бумаги.

Стёпа: Ребята, а вы хотите стать, как я, волшебниками?

Дети с помощью воспитателя смачивают листы ватмана водой и начинают самостоятельно рисовать на мокром листе акварельными красками.

  1. Как сделать аквариум.

Содержание ООД:

Стёпа достаёт из чудесной коробочки ёмкость, песок, камни и ракушки.

Стёпа: Угадайте, ребята, для чего мне нужны эти предметы?

Дети высказывают предположения.

Стёпа: Я хочу сделать аквариум.

Вместе с детьми заливает песок, камни и ракушки  водой. Доставая с помощью ложечки камни, песок, ракушки, дети убеждаются, что стали мокрые. Дети со Стёпой обсуждают вопрос, чего ещё не хватает. Воспитатель приглашает всех посмотреть на настоящий аквариум. Дети убеждаются, что аквариум для рыбок и водных растений – настоящий дом.

  1. Лёд растаял и стал водой.

Содержание ООД:

Стёпа: Сегодня я шёл к вам в садик, увидел лужу, а на ней … Угадайте, что?

Чуть похолодало
И лужу не узнать
Корочкой покрылась –
Как тебя назвать?

Достаёт из своей чудесной коробочки кусочки льда. Дети трогают лёд и называют его свойство: холодный.

В.: Дети, когда вы потрогали лёд, какими стали ваши руки?

Дети: Руки стали мокрые, холодные.

Стёпа: Дети, давайте проведём опыт! Мы положим кусочек льда в холодную и в тёплую воду и посмотрим, что произойдёт!

Стёпа кладёт лёд в прозрачные ёмкости с холодной и тёплой водой. Спрашивает, утонул лёд или плавает. Пытается положить лёд на дно в ёмкости с холодной водой, но он всплывает. Просит помочь детей помочь.

В.: Лёд легче воды, поэтому он всегда плавает на поверхности как лодочка.

Стёпа: Ой, куда делся лёд в тёплой воде?

Дети высказывают предположения.

Стёпа: Наверно, его кто-то взял! Признавайтесь, кто взял лёд!

В.: Ребята, как доказать Стёпе, что лёд просто растаял в тёплой воде?

Дети высказывают предположения.

В.: Давайте мы положим кусочек льда в тарелку, поставим её на ёмкость с тёплой водой и будем наблюдать, что с ним произойдёт? А мы тем временем покажем Стёпе нашу группу и поиграем с ним в любимые игры!

Спустя некоторое время дети видят, что лёд в тарелке растаял и превратился в воду.

В., дети: Стёпа, лёд растаял и стал водой!

  1. Игра-сказка «Большое путешествие маленькой капельки».

Звучит заставка «Звуки природы» – журчание воды. Приходит «Капелька»:Здравствуйте ребята, меня зовут «Капелька». Я услышала звуки воды и пришла к вам. Хотите со мной поиграть?

Пальчиковая гимнастика «Капельки-дождинки»

Капельки-дождинки
Упали на травинки.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.
(Раскрываем одну ладонь, подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней, имитируя дождевые капли)

На ладошки дети
Ловят капли эти.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.
(То же самое делаем с другой ладошкой)

Хотите послушать сказку про меня?

Просмотр видеофильма «Большое путешествие маленькой капельки».

Капелька: Понравилась моя сказка? Что со мной произошло? Давайте теперь поиграем в игру «Солнышко и дождик»! 

Продукты проекта:

  1. Конспекты НОД «Хочу быть инженером!»и «Сок для куклы Наташи».
  2. Видеосъёмка НОД «Хочу быть инженером!».
  3. Видеоклип «Большое путешествие маленькой капельки».
  4. Презентация проекта «Волшебные капельки».
  5. Выставка детских работ «Волшебные превращения».

Рефлексивный компонент:

  1. Показ родителям и коллегам презентации проекта «Волшебные капельки», видеосъёмки НОД «Хочу быть инженером!» с последующим анализом проделанной работы.
  2. Учёт пожеланий родителей для выбора темы будущего проекта.

 

Приложение 1.

Конспект НОД во второй младшей группе

«Хочу быть инженером!»

 

Цель: создание условий для формирования познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

-обучающие:

  1. Показать, как можно сконструировать действующий фонтан из бросового материала.
  2. Продолжать формировать представления о таком свойстве воды как «текучесть».
  3. Формировать первичные представления о профессии «инженер».

-развивающие:

  1. Развивать речевые навыки, обогащать словарный запас.
  2. Развивать внимание, восприятие, наблюдательность.

-воспитательные:

  1. Формировать партнерские взаимоотношения между воспитателем и детьми.
  2. Вызвать интерес к элементарной опытно – экспериментальной деятельности.

Материалы и оборудование:перчаточная игрушка зайчонок, «чудесная коробка», пустая пластиковая бутылка, пластилин, трубочка, ёмкость с водой, воздушный шарик, картинка «фонтан».

Предварительная работа: проектная деятельность по ознакомлению младших дошкольников со свойствами воды.

Ход.

Стёпа приходит в синем халатике, в кармане линейка.

Стёпа: Здравствуйте, ребята! Вы играли в мою любимую игру «Тонет – не тонет»?

Дети делятся впечатлениями.

В.: Стёпа, почему ты надел красивый халат, в кармане у тебя линейка, а на лбу – очки?

Стёпа: Пусть сначала дети расскажут, кем они будут работать, когда вырастут?

Дети отвечают по желанию

Стёпа: А я, когда вырасту,  стану инженером!

В.: Кем-кем ты станешь, Стёпа?

Стёпа: Инженером! Я буду делать в своём лесу фонтаны.

Вывешивает изображение фонтана.

Ребята, хотите, я сделаю фонтан?

Достаёт из своей «чудесной коробки» пустую пластиковую бутылку и трубочку. Делает дырку сбоку бутылки, вставляет трубочку, закрепляя пластилином, и наливает воду.

В.: Почему не работает твой фонтан?

Стёпа: Потому что у всякого фонтана есть свой секрет.

Стёпа достаёт воздушный шарик, просит надуть его воспитателя и надеть на горловину пластиковой бутылки. Вода фонтаниреут.

В.: «Она журчит, она играет, она течёт, она бежит, но никуда не убегает».

Стёпа: Ребята, хотите, я ещё раз сделаю фонтан?

Повторный опыт. Во время его проведения воспитатель обращает внимание детей на свойства воды: течёт, журчит, брызги летят, капельки капают.

В.: Дети, вам понравился Стёпин фонтан? Стёпа – ты настоящий волшебник!

Стёпа: Я просто хочу быть инженером!

Стёпа оставляет бутылку с трубочкой, чтобы дети показали родителям, рассказали и повторили опыт дома. Уходит.

В.: Ребята, что сделал Стёпа? Из чего он сделал фонтанчик? Вам понравилось? Кто хочет быть инженер

Приложение 2.

Конспект НОД  во второй младшей группе

«Сок для куклы Наташи»

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

-обучающие

  1. Познакомить с процессом растворения краски в воде.
  2. Формировать у детей младшего дошкольного возраста практические навыки обращения с водой и красками.

-развивающие

  1. Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность.
  2. Активизировать словарный запас.

-воспитательные

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
  2. Воспитывать интерес к опытно – экспериментальной деятельности.

Оборудование: перчаточная кукла – зайчонок, кукла Наташа, картинки с изображением свёклы, моркови и тыквы, одноразовые прозрачные стаканчики и ложечки, краска гуашевая, подносы, листы бумаги с нарисованными пересекающимися кругами жёлтого и красного цвета по числу детей.

Предварительная работа: проектная деятельность по ознакомлению младших дошкольников со свойствами воды.

Ход

Организационный момент:

 

Мы руками хлоп, хлоп,

Мы ногами топ, топ,

Мы плечами чик, чик,

Мы глазами миг, миг,

Вправо, влево повернись

И соседу улыбнись!

 

В.: Сегодня к нам в гости пришёл Стёпа.

Берёт би-ба-бо.

Стёпа: Здравствуйте, ребята! Моя мама зайчиха очень любит овощи. Угадайте, ребята, какие овощи любит моя мама?

В.: Может быть, картофель?

Дети называют овощи.

Стёпа: Молодцы, дети, как много вы знаете овощей! Я покажу вам любимые овощи моей мамы.

Вывешивает три картинки: свёкла, морковь, тыква, проговаривая названия.

Стёпа: Я хочу порадовать свою маму зайчиху и приготовить ей сок!

В три прозрачных стаканчика с водой добавляет три краски: жёлтую, оранжевую и красную. Зайчонок комментирует свои действия, чётко проговаривая слова.

Стёпа: В этот стакан с водой я добавлю жёлтую краску. Надо держать стакан, когда размешиваешь краску, чтобы он не упал. Во второй стакан я добавлю оранжевую краску. Надо держать стакан, чтобы сок не пролился. В третий я добавлю красную краску. Смотрите, я держу стакан, чтобы не разлить сок для мамы зайчихи!

Вот и получился вкусный и полезный овощной сок!

Ставит стаканчики с соком под свои картинки, советуясь с детьми.

Стёпа: Рядом с какой картинкой поставить красный сок? Какой это сок?

Дети: Рядом со свёклой! Это свекольный сок.

Стёпа: Куда поставить оранжевый сок?

Дети: Рядом с морковкой! Это морковный сок.

Стёпа: А это какой сок?

Дети: Это тыквенный сок! Надо поставить рядом с тыквой.

Стёпа:  Как обрадуется мама – зайчиха!  Ребята, хотите со мной поиграть?

 

П/и «Зайка»

Зайка прыгал, прыгал, прыгал.Прыжки на месте

Прыгал и устал.

Хвостиком пошевелилПовороты вправо, влево телом

Ушки вверх поднялРуки к голове, присесть

И услышал зайка, тихий-тихий звук.

Посмотрел по сторонам, Встать повороты вправо, влево.

В норку прыгнул вдруг.Прыжок вперед, присесть.

 

Стук в дверь. Это кукла Наташа.

Наташа: Здравствуйте, ребята…

В.: Наташа, почему ты такая грустная?

Наташа: Скоро ко мне придут гости, а мне нечем угостить их!

Воспитатель советуется с детьми, как помочь кукле.

В.: Как мы поможем кукле Наташе? Мы приготовим кукле сок!

Воспитатель приглашает детей за столы. На подносах стоят три стаканчика с водой, красная и жёлтая краска, две ложки. За подносами лежат листы с нарисованными пересекающимися кругами красного и жёлтого цветов.

В.: Давайте приготовим наши пальчики к интересной игре.

Пальчиковая игра.

Мы морковку чистим- чистим (Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём(Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметаною польём(Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат(Поглаживают ладошкой живот).

В.: Начинаем делать сок!

Дети «готовят» тыквенный и свекольный сок, решают проблему, как приготовить морковный.

В.: Надо смешать две краски: жёлтую и красную.

Показ воспитателем действий с красками.

В.: Вот и получился оранжевый морковный сок! Давайте поставим овощные соки в соответствии с цветом: свекольный сок – на красный круг, тыквенный – на жёлтый. Куда мы поставим морковный сок?

Дети: Морковный сок мы поставим на оранжевый цвет – туда, где пересеклись красный и жёлтый!

Кукла благодарит детей.

В.: Мы всегда рады помочь нашим игрушкам! Правда, ребята?

Стёпа: Ребята, что вы сегодня делали? Как получился морковный сок? А теперь мне пора домой, до свидания!

 

Литература:

  1. ФГОСдошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014.
  2. Н. Е. Вераксы и др. – М.: Изд. «Мозаика – Синтез», 2014
  3. С. Н. Николаева «Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в младшей группе детского сада». – М.: Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016.
  4. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду: Младшая группа». – М.: Изд. «Мозаика – Синтез», 2017.
  5. М. Султанова «Простые опыты с водой». – М.: Изд. ООО «Хатбер-пресс», 2016.

 

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять