МБДОУ д/с №5

МБДОУ д/с №5 -
Uc browser

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Воспитатель Ткаченко С.М.

Условием возникновения опыта способствовало несколько факторов:многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать; – в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.

Актуальность заключается в:

  • – обобщении, систематизации и апробации методов и приёмов развития логического мышления;
  • – в подготовке дошкольников к усвоению математических знаний;
  • – формировании умения логически рассуждать, делать логические умозаключения.

Для того, чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А.Венгер, А.А.Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И.Никитина, З.А.Михайловой, Е.В.Колесниковой.

С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.

Новизна опыта состоит:- в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;- в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Исходя из цели деятельности – создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе, опираясь на требования программы «Детство» автор сформулировал и решает следующие задачи:

  • создание условий для развития логического мышления;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
  • развитие интеллектуальных способностей.

Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
В связи с этим в группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток.
Так же одним из условий развития логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

Прежде ребёнка нужно научить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев. Поэтому для развития всех мыслительных операций автор проводит такие игры, как

  • Отгадай-ка;
  • Магазин;
  • Отвечай поскорей;
  • Назови три предмета;
  • Сложи фигуры;
  • Что лишнее и почему и др.

Одним из условий развития логики является формирование речи как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закрепленные в словах. В связи с этим подобраны такие словесные игры как

  • Скажи наоборот;
  • Назови одним словом;
  • Часть – целое;
  • Логические концовки;
  • Сравни.

С учётом указанных выше условий был составлен перспективный план, в котором представлены задания от разных сказочных героев.
Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:

  •  – Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
  • – Проведение бесед;
  • -Организация совместных мероприятий.

Поскольку развитие логического мышления и других познавательных процессов у дошкольников вызывает интерес у педагогов, автор провёл консультации: «Что такое логическое мышление. Законы логического мышления», тренинг для педагогов по развитию логического мышления, семинар «Значение занимательного материала для развития логического мышления дошкольников».

Результативность деятельности подтверждается специально организованными исследованиями.

Углубленная и творческая работа по развитию логического мышления у дошкольников способствовала:

  • – Развитию логических приёмов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, классификации, систематизации;
  • – Умению выдвигать гипотезы и делать простые умозаключения;
  • – Проявлению инициативы, находчивости, сообразительности.

Опыт направлен на помощь педагогам

  •  – понять значение и необходимость развития логического мышления у дошкольников;
  • – подобрать материал для развития логического мышления.

Трудоёмкость работы заключается

  •  – в разработке игр, упражнений, картотек, конспектов занятий для развития логического мышления;
  •  -в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач.

Овладение формами мышления способствует умственному развитию необходимого для перехода к школьному обучению. Опираясь на исследования современных авторов, развитие логического мышления через дидактические игры решила проводить по следующим направлениям:

  • – развитие и совершенствование мыслительных операций в специально – организованной деятельности;
  • – использование дидактических игр на развитие логического мышления;
  • – развитие интеллектуальных способностей;
  • – взаимодействие и общение детей между собой.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

Задача педагога заключается в том, что содержание обучения, отвечающее возрастным особенностям детей преобразовать в нечто важное, конкретное для каждого  ребенка. При этом основное внимание педагога должно быть сосредоточено в сохранении и развитии индивидуального в ребенке.

Некоторые логические умения в какой-то степени формируются в процессе обучения математики, рисовании, конструировании. Мыслительные процессы у детей 3-7 лет обычно связонны с конкретным наглядным материалом, в своей работе использую материал понятный детям (игрушки, фигуры, различные предметы). В своей работе мне хотелось проверить как будет развиваться логическое мышление у детей через дидактические игры и упражнения, включающиеся в специальную деятельность, прогулки, развлечения. Выявление наиболее оптимальных приемов развития логического мышления.

Исходя из этого, определила следующие формы дальнейшей работы:

  • – специальные;
  •  – игровые;
  • – работа с родителями.

И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения его математике в начальной школе.

«Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельность и качества ума, но не только.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

При этом роль занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей. Используя дидактические игры идет ознакомление с новыми сведениями. Непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Ребенок совершает умственные действия – сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение. «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду». «Что изменилось». «Чем отличаются». «По какому признаку можно разбить фигуры на группы». «Найди и назови».

В старшем дошкольном возрасте применяю задания требующие осмысления, используя проблемные ситуации. Они побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытие мира математики. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие.

Надо помнить, что математика – одна из наиболее трудных учебных предметов, включение игр создают условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую.

 Конструирование: в старшей группе конструирование позволяет решать не только практические, но и интеллектуальные задачи, причем постепенно они выдвигаются на первый план.

Конструирование по картинкам и схемам из конструкторов и строительных материалов по расчлененным и нерасчлененным образцам. Такая работа дает больше возможности для умственной активности детей. Они соотносят плоскостное изображение с объемными формами.

Работают с плоскостными мозаиками, играми типа «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Дети  в процессе игр комбинируют разные детали, получают более сложные изображения. В работе использую способ конструирование из бумаги.

Оригами – бумажная пластика. Процесс складывания бумаги уже знаком детям со среднего возраста, в старшем возрасте идет знакомство с чертежами. Оригами развивает логическое мышление, пространственное представление, воображение, память. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию.

 

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять