Воспитатель: Павленко О.А.
ЖИВОПИСЬ С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЦЕВ РУК.
Это вид творчества очень успокаивает и расслабляет ребенка. При этом от малыша не требуется большого мастерства, и ничего, что краски растекаются! С их помощью он может выплеснуть эмоциональное напряжение. В котором находиться, – происходит как бы разрыв гнетущих пут, и наступает успокоение. По работам ребенка вы сможете отследить его эмоциональное состояние: гнев, обиду, боль, радость.
Почему живописные работы иногда лучше выполнять при помощи пальцев рук, а не кисточкой? У детей существует сенсорный голод, тактильный голод, тяга к прикосновениям, а именно такой путь познания окружающего мира – желание все потрогать – является ведущим в дошкольном возрасте. И что греха таить, обычно подобные эксперименты пресекаются родителями. Преодоление этого запрета и возможность наконец-то испачкаться, вымазаться всласть (и за это не будут ругать!) позволяет ребенку почувствовать себя счастливым.
Итак, непосредственное прикосновение к краскам, их размазывание по плотной бумаге помогут малышу наиболее полно включиться в процесс творчества, при котором задействуются внутренние резервы организма.
Конечно, предварительно необходимо надеть на ребенка фартук. Краски дать легкосмываемые и закрыть поверхность стола клеенкой.
Когда ребенок приступит к рисованию, начните вместе с ним. Покажите ему, как это можно делать. А потом, когда рисунок будет готов, расспросите маленького художника, что он нарисовал, – и вы можете услышать удивительные вещи.
ЖИВОПИСЬ С ПОМОЩЬЮ СТУПНЕЙ И ПАЛЬЦЕВ НОГ.
После того как ваш малыш освоит рисование пальцами рук, предложите ему сделать то же самое при помощи ступней и пальцев ног. И это не шутка. Ноги обладают немалой чувствительностью, но большую часть времени они находятся в обуви и потому никак не проявляют свои замечательные свойства.
Рисование ногами дает особое ощущение свободы – попробуйте сами. Даже больше того: обязательно пройдите через это, прежде чем к такому виду рисования приступит ваш ребенок. Для творческого процесса создайте спокойную обстановку, чтобы иметь возможность прислушаться к себе. Эмоции, которые при этом могут возникнуть, трудно с чем-либо сравнить. Постарайтесь прочувствовать их как можно лучше и запомнить, чтобы потом вы могли помочь ребенку управлять ими.
Итак. Рисовать пальцами ног малыш должен вместе с вами. Конечно, для этого следует подготовиться. Расстелите на полу большую клеенку. На нее положите листы плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте маленький лоток с краской.
Затем попросите ребенка снять обувь. Носки и рассказать, какие ощущения он испытывает, когда ступни свободны. После этого покажите ребенку, как пользоваться краской и что ступнями и пальцами ног можно нарисовать. А для начала попросите его оставить как можно больше самых разнообразных отпечатков на бумаге.
Затем пусть он нарисует что хочет, и вы сделайте то же самое. Как только закончите рисование, вымойте ноги в ведре или тазике, оботрите их (кстати, мытье ног и их последующее вытирание полотенцем – прекрасный успокаивающий массаж!) и попросите ребенка рассказать, что же у него получилась за картина. Обязательно похвалите малыша и сохраните рисунок.
Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Краски растекаются и переливаются, как эмоции. Такая живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это позволит отследить внутреннее состояние ребенка. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватмону позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизирует внутренние резервы организма.
Перед началом работы необходимо надеть на ребенка фартук, дать легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.
Начните вместе с ребенком, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал.
РАБОТА С ГЛИНОЙ
Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Этот вид работы удовлетворяет интерес ребенка к частям тела. Глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран.
Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают снять стресс, помогают выражению чувств, избавляют от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщают к социальной активности необщительных детей.
При работе с глиной можно выполнить следующие задания:
- закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он: холодный, теплый, влажный, сухой?;
- сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки;
- проткните глину;
- пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;
- оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите кусок.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
- при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
- развитие мелкой моторики и тактильно – мнемотической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание памяти;
- с развитием тактильно – мнемотической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
При игре с песком можно выполнять такие упражнения:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;
- пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;
- можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;
- поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх- вниз.
Для игры с песком в помещении необходимы:
- водонепроницаемый деревянный ящик;
- чистый просеянный песок (лучше его прокалить);
- вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
- баночки с водой для смывания песка.