МБДОУ д/с №5

МБДОУ д/с №5 -
Uc browser

СЕМИНАР « СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

План

1.        Федеральные государственные требования в сфере дошкольного образования

Зав. МДОУ Давидовская С.И.

2.        Современные проблемы социально-личностного развития детей.

Зав. МДОУ Давидовская С.И.

3.        Основные направления социально-личностного развития ребенка-дошкольника

Ст.воспитатель Решетникова А.О.

4.        Задачи социально-личностного развития по каждому возрасту.

Ст.воспитатель Решетникова А.О.

5. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования

Воспитатель Ландикова  Е.В.

6.     Современные парциальные программы, позволяющие реализовать задачи и содержание направления “Социально-личностное развитие”

Воспитатель Кошелева Н.Е..

Основные понятия

Взаимодействие

(в социальной психологии) – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь (словарь “Социальная психология”) Л.А Карпенко.
Воспитание

процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни (БСЭ).

Интериоризация

процесс, в результате которого ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, процесс становления социального в индивидуальное (Л.С.Выготский).
Личность

Только  понятию “личность” существует более 50 определений. Приведём одно, принадлежащее Л.И.Божович, которое будем использовать в качестве рабочего в дальнейшем рассмотрении выделенной проблемы: “Личность – это человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня  своего психического развития”.
Развитие личности- последовательность и поступательность изменений, которые происходят в сознании и поведении личности.

Социализация

(в психологии развития) [лат. socialis – общественный] – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания – целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом С.

Социально-личностное развитие– процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду

1. Федеральные государственные требования в сфере дошкольного образования.

Заведующий Давидовская С.И.

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти “себя” и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи  9 и  14 Закона РФ “Об образовании” устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования  подчеркивает: “Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

  • трудовых навыков;
  • знаний;
  • норм, ценностей, традиций, правил;
  • социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

2.      Современные проблемы социально-личностного развития детей.

Заведующий Давидовская С.И.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, какими бы хорошо разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. На наш взгляд причины этого сводятся к следующему.

Во-первых, человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать и лишь приспосабливаются к изменениям. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. В этом различии взрослых и детей, видимо, кроется сегодня самая большая проблема. Ибо воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются органично в современную жизнь.

Во-вторых, социально-личностное развитие детей – процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.

В-третьих, новый подход к социально-личностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают понимание педагогами сущности процесса социализации, а также сложнейших психогенных механизмов (самопознание, самоотношение, саморегуляция, саморазвитие и т.д.) и их роли в развитии личности. Овладеть этими необходимыми психологическими знаниями самостоятельно практикам довольно сложно.

В-четвертых, не все современные вариативные программы развития и воспитания детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы. Ряд программ ограничиваются только общими задачами социализации, которые вплетаются в задачи других разделов. В связи с этим перед педагогами встаёт необходимость “перевести программу на язык реального педагогического процесса” и творчески подойти к вопросам подбора методики занятий, организации развивающей среды и деятельности.

Отмеченные выше моменты значительно затрудняют реализацию требований проекта государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области социально-личностного развития детей.

Поэтому, я считаю, что  существенным аспектом методической работы с педагогами ДОУ  должна стать деятельности, направленная на решение следующих задач:

1.     Повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме.

2.     Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации.

3.     Поддержка инновационных форм работы, инновационных программ в обозначенном направлении.

4.     Организация тренингов и семинаров для педагогов дошкольных образовательных учреждений, направленных на изменение стиля взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей.

5.     Информирование педагогических коллективов ДОУ о новых программах, технологиях, учебно-методических пособиях по социально-личностному развитию детей и ознакомление с ними по запросам.

6.     Поддержка инициативы педагогов и оказание им методической помощи в разработке собственного методического пакета для программ социально-личностного развития детей, не обеспеченных данными материалами в настоящий момент.

7.     Организация обмена опытом между ДОУ, углубленно работающими по данной проблеме, с целью поиска новых оптимальных путей её решения.

8.     Разработка методики мониторинга результатов социально-личностного развития детей. Отслеживание эффективности этого процесса.

9.     Создание информационного банка данных по обозначенной проблеме, включая опыт различных образовательных учреждений города (дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, начального звена средних общеобразовательных школ).

10. Распространение передового педагогического опыта в области социально-личностного развития детей  , Интернет, передовой печати.

3. Определение основных  направлений социально-личностного развития ребенка-дошкольника

Ст.воспитатель Решетникова А.О.

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства.

Задачи

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

– развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

– создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

– формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

– воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

– приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

– развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

– создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

– формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью реализации  социально-личностного  развития дошкольников.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).

Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.

Основные принципы организации процесса социального воспитания

  • индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических
    ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;
  • воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
  • развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
  • становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Средства, методы, приемы социально-личностного развития детей в ДОУ

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

  • Аксеологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.
  • Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы образования, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры.
  • Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культуротворческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными критериями в оценке деятельности социальных институтов.
  • Антропологический подход позволяет повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников, учитывать различные (возрастные, половые, нацио-нальные) особенности личностного развития в процессе нравственного, полового, патриотического, интернационального, правового воспитания.
  • Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия – к воспроизведению по образцу – к самостоятельному воспроизведению – к творчеству).
  • Полисубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов социального развития (микрофакторы: семья, сверстники, детский сад, школа и др.; мезофакторы: этнокультурные условия, климат; макрофакторы: общество, государство, планета, космос).
  • Системно-структурный подход предполагает организацию работы по социальному развитию дошкольников в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с детьми.
  • Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, в самом себе.
  • Деятельностный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
  • Средовой подход позволяет решить задачу организации образовательного пространства как средства социального развития личности. Среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей Ниша – это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности. Условно их можно разделить на природные, социальные, культурные. Применительно к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). Стихия представляет собой ничем не сдерживаемую силу, действующую в природной и общественной среде в виде различных социальных движений, проявляющихся в настроениях, потребностях, установках. В отношении плана социального развития стихия будет обнаружена во взаимодействии детей и взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок по отношению к ранжированию воспитательных задач.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:

  • Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  • Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

А сейчас разберем конкретные  задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.

В среднем дошкольном возрасте: развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте: обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

4. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования

Воспитатель Ландикова Е.В.

Какие современные комплексные программы воспитания и развития детей дошкольного возраста позволяют наиболее полно реализовывать задачи и содержание направления “Социально-личностное развитие”.

Для анализа выберем  программы, реализуемые дошкольными образовательными учреждениями  города. Среди комплексных программ это: “Детство”, “Радуга”, “Развитие”, “Сообщество”, “Школа 2100”, “Истоки”. Анализ выделенных программ по разделу “Социально-личностное развитие”, обозначенное в проекте государственного стандарта дошкольного образования, позволяет сделать следующие выводы:

1.                      Среди шести комплексных программ, реализуемых дошкольными образовательными учреждениями города, две – “Детство” и “Истоки” – выделяют соответственно раздел “Ребёнок входит в мир социальных отношений” и “Социальное развитие”. Задачи этих разделов чётко сформулированы, определены для каждого возраста и соответствуют проекту государственного стандарта дошкольного образования по разделу “Социально-личностное развитие ребёнка”. Однако необходимо отметит более высокую технологичность программы “Детство”, предлагающей структурное деление раздела, которое включает новый важный подраздел “Отношение ребёнка к самому себе”. Раздел в программе “Истоки” не структурирован,. а ряд задач, предлагаемых проектом ГС ДО, решаются в разделе “Мир, в котором мы живём”. Обе программы дают описание трёх уровней (низкий, средний, высокий) социально-личностного развития детей каждого возраста.

2.                      Программы “Радуга” и “Школа-2100” данный раздел не выделяют, хотя задачи социально-личностного развития детей частично интегрированы в другие разделы. Причем программа “Радуга” полнее отражает их, чем программа “Школа-2100”, но обе не позволяют решить весь комплекс задач, определённых по этому направлению, проектом ГС ДО. Программы не предполагают отслеживания уровня социально-личностного развития ребёнка.

3.                      Авторы программы “Развитие” вообще не формулируют задач социально-личностного развития детей, даже в других направлениях, делают сноску только на нравственное воспитание, подчеркивая, что “оно достигается не столько какой-либо системой специальных мероприятий, сколько общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребёнку в отдельности и к взаимоотношениям детей между собой”.

4.                      Особенность программы “Сообщество” заключается в том, что задачи социально-личностного развития, включенные в раздел “Философия программы” очень общие. Описание деятельности детей в центрах активности “сюжетно-ролевая игра”, “строительство”, “на открытом воздухе”, помогают понять особенности социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста в целом, но четких формулировок задач не содержат. Основные ориентиры по возрастам, размещаются в схеме нормального развития, где выделяются особо социальные навыки.

5.                      Программы “Детство”, “Истоки” и “Сообщество” имеют достаточно подробные методические рекомендации для педагогов к работе по социально-личностному развитию ребёнка.

6.                      Программа “Детство” в отличие от других программ предполагает проведение занятий с детьми по разделу “Социальный мир”, которые рекомендует проводить 6 раз в месяц.

Итак, сделанные выводы наглядно подтверждают, что современные комплексные программы предусматривают реализацию направления “Социально-личностное развитие” с разной степенью полноты: от четкой, логически структурированной и хорошо оснащенной работы до полного её отсутствия.

5. Современные парциальные программы, позволяющие реализовать задачи и содержание направления “Социально-личностное развитие”

Воспитатель Кошелева Н.Е.

Результаты анализа комплексных программ подводят к мысли, что ряду ДОУ города для работы по социально-личностному развитию детей необходимо использовать парциальные программы. По данному направлению к ним можно отнести программы: “Открой себя” (Е.В.Рылеева), “Я – человек” (С.А.Козлова), “Основы безопасности детей дошкольного возраста” (Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева), “Я, ты, мы” (О.А.Князева, Р.Б.Стеркина), “Дошкольник и экономика” (А.Д.Шатова), “Родник” (О.П.Гаврилушкина, Л.Б.Баряева и др.), “Моральное воспитание” (С.Якобсон и др.).  Проанализируем и эти программы на предмет соответствия их проекту ГС ДО.

Выводы:

1.                      Две из семи рассмотренных парциальных программ – “Я, ты, мы”, “Я – человек” – дают возможность практически полностью реализовать комплекс задач социально-личностного развития, обозначенных в  проекте ГС ДО.

2.                      Пять программ: “Я – человек”, “Открой себя”, “Родник”, “Я, ты, мы”, “Моральное воспитание” – предполагают развитие положительного отношения ребёнка к себе. Причем программа “Открой себя” ориентирована только на эти задачи и значительно расширяет и конкретизирует их.

3.                      Во всех программах, за исключением “Я, ты, мы”, отсутствуют задачи приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Программа “Открой себя” в своем разделе “Мир людей” определяет задачу “Осмысление невозможности осуществления своих замыслов без помощи других людей”, решение которой является лишь первым шагом на пути сотрудничества.

4.                      Программы не уделяют достаточного внимания и задачам развития у детей социальных навыков. Только программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста” направлена на усвоение детьми правил безопасного поведения дома и на улице. Освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, развитие умений устанавливать контакты предполагаются в программах “Я, ты, мы” и “Моральное воспитание”.

5.                      Программу “Дошкольник и экономика” можно лишь относительно причислить к программам социально-личностного развития ребёнка, т.к. она решает минимум задач этого направления, хотя и предоставляет широкие возможности для социальной информированности дошкольников.

6.                      Отличительной особенностью программы “Я – Человек” является наличие в ней требований к уровню усвоения по выделяемым разделам.

7.                      Программы имеют разное методическое обеспечение. Программа “Открой себя” ограничивается списком рекомендуемой литературы для подготовки воспитателей к занятиям и книгами, в которых содержится система развивающих занятий для родителей с детьми и методические рекомендации по их выполнению”. “Я, ты, мы” предлагает вариативные сценарии занятий с использованием комплекта учебно-наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей. “Родник” приводит примерные конспекты занятий на разные темы для разных возрастов и авторские сказки. Программа “Дошкольник и экономика” имеет указатель учебной и методической литературы и общие советы. И наконец, “Моральное воспитание” и “Я – Человек” содержат методические рекомендации, причем “Я – Человек” не только для воспитателей, но и для родителей, а детям предлагает рабочие тетради.

8.                       Все программы структурированы по разделам за исключением программы “Моральное воспитание”, авторы которой рекомендуют целенаправленно использовать её, как дополнение к программе “Радуга”.

Проанализированные программы составляют далеко не весь перечень современных программ в области социально-личностного развития дошкольников, но и они могут служит неплохим дополнением комплексных программ, т. к, наличие или отсутствие задач проекта ГС ДО в программах, а также полного пакета программно-методических материалов не означает высокого или низкого качества самой программы. Все они прошли (кроме программы “Дошкольник и экономика”) специальную экспертизу и рекомендованы либо Министерством РФ, либо другими структурами при министерстве (Федеральным экспертным советом по общему образованию, Департаментом общего среднего образования). Анализ же дает возможность осознанно подойти к подбору и сочетанию комплексных и парциальных программ с целью наиболее полной и качественной реализации положений проекта ГС ДО в области социально-личностного развития.

Вывод: Социально-личностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры

Домашнее задание: разработать конспект занятия по социально-личностному развитию для детей своей возрастной группы  и представить его на «Неделе педагогического мастерства»

Рекомендуемая литература

1.             Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. – 2000. – № 1.

2.             Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А, Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – Ярославль, “Ремдер”, 2005. – 164 с.

3.             Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2002. – 240 с.

4.             Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. – № 6.

5.             Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / – М.: Аркти. 2003 – 112 .

6.             Проект государственного стандарта дошкольного образования.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять