Профсоюз работников народного образования и науки
Российской Федерации
(ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ)
Комитет Краснодарской краевой территориальной организации
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Некоторые вопросы пенсионной реформы
Вопрос реформирование пенсионной системы является злободневным, поэтому обсуждается уже не один месяц.
Реальный дефицит Пенсионного фонда- России составляет 2,6 трлн. рублей. Государство выполняет социальные обязательства, повышает пенсии, финансирует пенсионный фонд из госбюджета. Работодатели отчисляют в Пенсионный фонд 22% от начисленной зарплаты каждого работника. Однако дефицит бюджета с каждым годом увеличивается.
Заместитель Председателя Правительства СЮ. Голодец отмечает, что объем средств, которые поступают в ПФР, не соответствует объему выплаченных сумм. В ПФР регулярно платят 48 млн. человек при том, что в России почти 87 млн. жителей трудоспособного возраста.
Помимо возрастающего дефицита растет недоплата взносов от теневой оплаты труда т.о. происходят инфляционные потери пенсионных накоплений.
В такой ситуации перед Правительством РФ поставлена задача, решить в краткосрочной перспективе проблему дефицита бюджета пенсионного фонда и создать систему, при которой подобная ситуация не сможет повториться.
Вопрос развития пенсионной – системы Российской Федерации волнует Общероссийский Профсоюз образования. Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы, в которую входит отраслевой Профсоюз, настойчиво обращалась к Президенту Российской Федерации В.В.Путину, выражая обеспокоенность текстом Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы.
Работники бюджетной сферы как отдельная социальная категория не выделены в разрабатываемой Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации.
Несмотря на изменение типов учреждений бюджетной сферы (автономные и «новые» бюджетные), они по-прежнему не могут за счет своей основной деятельности получать доход, который направляли бы на дополнительную социальную поддержку своих работников, в том числе на финансирование корпоративных пенсий.
Учредителем организаций этой сферы является государство и муниципальные органы власти, и услуги эти организации оказывают населению от лица своих учредителей – органов власти всех уровней, дополнительный доход от этой деятельности извлекать не могут.
Таким образом, если для госслужащих, для которых государство является работодателем, предусмотрен особый подход в формировании их пенсионного обеспечения, то для работников государственных и муниципальных учреждений, учредителем которых также является государство, этого не сделано.
Досрочные трудовые пенсии в бюджетной сфере, их реформирование должны иметь специфику. Поскольку работодатели, как уже указывалось, не имеют возможности для формирования корпоративных пенсионных систем. за счет собственных средств, реализация данного направления потребует дополнительного гарантированного бюджетного финансирования учреждений бюджетной сферы их учредителями – органами государственной (муниципальной) власти.
Решение, которое предлагается в Стратегии, т.е. постепенное прекращение выплаты досрочных пенсий в бюджетных отраслях за счет постепенного увеличения необходимого стажа, неприемлемо, поскольку, не делая попыток пересмотреть медицинские основания для назначения этих пенсий, авторы текста предлагают принять решение о прекращении указанных выплат, ссылаясь, как на механизм, на введение эффективного контракта.
Ассоциация профсоюзов считает, что вопрос о введении страхования взамен досрочной пенсии не может быть решен в настоящее время, поскольку отсутствует механизм, устанавливающий порядок, правилу размеры этого страхования, а в субъектах РФ на эти цели просто не будет финансовых средств.
Пенсионная стратегия рассматривается в отрыве от стратегии заработной платы, производной которой являются пенсии, причем размер пенсии определен только по нижнему пределу. Следовательно, самого повышения размера пенсии стратегией не предусматривается.
В связи с тем, что кабинет министров не выработал единых подходов к подготовке стратегии и согласованию пенсионной формулы в установленные сроки, Президентом Российской Федерации В.В.ПутинЬш было повторно дано поручение Правительству РФ – до конца первого полугодия 2013 года разработать и принять пенсионную формулу.
В.В.Путин поддержал законопроект, направленный в Государственную Думу, о сокращении накопительной части пенсии до 2 %, что позволит, по мнению Правительства РФ, в краткосрочной перспективе решить проблему дефицита бюджета пенсионного фонда. Учитывая, что проект федерального бюджета и бюджеты социальных фондов на 2013 год к I ноября т.г. сверстаны, В.В.Путин отметил необходимость перенести срок начала действия закона с 01.01.2013г. на 01.01.2014 г.
23 ноября т.г. во втором и третьем чтении, Государственная Дума РФ приняла поправки в законодательство о перераспределении пенсиощ тарифов с 2014 года.
В соответствии с изменениями, предлагается снизить отчисления в накопительную часть пенсии с 6% до 2%, перераспределив оставшиеся 4% в страховую (солидарную) часть пенсии.
В настоящее время работодатель вносит за своих работников в Пенсионный фонд РФ страховой взнос в размере 22% от фонда оплаты труда, из них 6% зачисляются в накопительную часть пенсии работника. Новые поправки в законодательстве предоставляют гражданам право самостоятельно определиться в отношении 4% своих страховых взносов, уплаченных работодателем. В течение предстоящего 2013 года граждане.
1966 года рождения и младше должны определиться со структурой своей пенсии. Если они выберут негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию, то накопительная часть для них останется прежней- 6% (2%+4%). Т.о. право работников на формирование своей будущей пенсии, прежде всего, ее накопительной части, сохранено.
Накопления тех, кто уже сделал выбор в пользу НПФ или управляющей компании останутся в накопительной части автоматически; имеющиеся «накопительные» 6% прошлых лет останутся в частном управлении, новые 6% платежей будут прибавляться к ним же.
У граждан, не определившихся с порядком распределения страховых взносов, уплаченных на их счет работодателем – «молчуны», накопительная часть пенсии автоматически устанавливается в размере 2% и остается в s~ управлении “Внешэкономбанка”.
Предполагается, что в дальнейшем граждане получат право переходить из одной категории в другую раз в несколько лет.
Президент НПФ «Образование и наука» В.Б.Лившиц отметил, что работникам нельзя проявлять равнодушие, необходимо принимать самое активное участие в формировании будущей пенсии. Страховая часть пенсии гарантируется государством, но можно ли будет на нее прожить? Поэтому очень важно, считает В.Б.Лившиц, сохранение возможности формировать накопительную часть пенсии.
Накопительная часть пенсии формируется уже десять лет, примерно 20% российских граждан, активно участвуют в негосударственных пенсионных фондах или частных -управляющих компаниях. По данным ПФР 15 млн. перевели свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании.
Правительство настояло на том, что стоимость «страхового года» для целей пенсионного страхования будет определяться постановлением Правительства
Решения по накопительной пенсии приняты Государственной Думой в отсутствие окончательного и согласованного варианта Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Доработанную версию Минтруд <“ представит только в середине декабря, а главная дискуссия о том, какой
будет новая пенсионная формула, и как она будет рассчитываться, предположительно пройдет весной 2013 года. Пока не утверждена в деталях новая пенсионная формула выбор граждан будет затруднен.
Национальная ассоциация пенсионных фондов, отмечая, что деньги в накопительной системе, инвестируются и, что важно, наследуются, прогнозирует, что по итогам этого года в НПФ перейдет 6-8 млн. граждан, к 2013 году в частных фондах свои накопления будут держать как минимум 21 млн. человек.
Председатель комитета Государственной Думы по труду и соцполитике, заместитель председателя ФНПР А.К.Исаев отметил, что в дальнейшем необходимо внесение изменений в законодательство, затрагивающее работу.
социальных внебюджетных фондов, более подробно отразить в нем принципы социального партнерства. Пенсионный фонд работает на основе положения, принятого в 1993 году, закона, который регулировал бы деятельность внебюджетных фондов, нет. А.К. Исаев считает, что такой закон должен быть принят на трехсторонней основе, чтобы учитывать интересы и работодателей, и работников, их представляют профсоюзы, а включение представителей работодателей и профсоюзов в правление фонда, позволило бы активно участвовать в его политике и планировании работы.
Комитет краевой организации Профсоюза продолжает взаимодействие с отраслевым пенсионным фондом «Образование и наука», по состоянию на 28.11.2012 г. его членами являются 1877 человек. По информации НПФ «Образование и наука», фонд обеспечивает доходность в среднем почти в два раза превышающую доходность ПФР.
Комитет краевой организации Профсоюза