Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества как в семье, так и в организованных детских коллективах.
Возникновение болезней эндокринной системы, органов пищеварения, анемий, в значительной мере, обусловлено факторами алиментарной природы. Несбалансированное питание приводит к витаминной недостаточности, дефициту различных микроэлементов и только при правильно составленном рационе ребенок получает необходимое для нормального роста и развития количество незаменимых пищевых веществ.
Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.
Уважаемые родители! Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты.
Говоря об организации питания детей в дошкольных ДОУ, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.
Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.
В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.
Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. Целесообразно в этот период введение поливитаминов в течение достаточно длительного времени (до 4-6 месяцев).
Рекомендуемый среднесуточный набор продуктов для питания
(на одного ребенка) в ДОУ с 10- часовым режимом функционирования
Продукты, количество, г брутто |
Возраст детей |
|
1,2- 3 года |
3-5 лет |
|
Хлеб пшеничный |
55 |
80 |
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) |
30 |
40 |
Мука пшеничная |
20 |
25 |
Крупы, бобовые |
20 |
30 |
Макаронные изделия |
6 |
9 |
Картофель ( с февраля по август) |
195 |
215 |
Овощи разные (кроме картофеля), зелень (укроп, петрушка) |
180 |
200 |
Фрукты (плоды) свежие |
80 |
85 |
Соки фруктовые (овощные) |
75 |
75 |
Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник |
8 |
10 |
Кондитерские изделия |
5 |
10 |
Сахар |
35 |
45 |
Масло коровье сливочное |
20 |
23 |
Масло растительное |
8 |
9 |
Яйцо диетическое |
0,4 шт. |
0,5 шт. |
Молоко (м.д.ж. 2,5-3,2 %) Кисломолочные продукты (м.д.ж.2,5- 3,2 %) | 340 |
400 |
Творог или творожные изделия (м.д.ж. 9 %) |
30 |
40 |
Мясо (I кат безкостное) |
55 |
60,5 |
Птица (I кат.потрашенные) , колбаса |
23 +5 |
27+7 |
Рыба-филе |
37 |
39 |
Сметана (15%) |
7 |
9 |
Сыр не острых сортов, твердый |
4 |
6 |
Чай |
0,4 |
0,5 |
Какао-порошок |
0,4 |
0,5 |
Кофейный напиток злаковый (суррогатный) |
0,8 |
0,9 |
Мука картофельная (крахмал) |
3 |
3 |
Соль пищевая поваренная йодированная |
4 |
5 |
Дрожжи хлебопекарные |
0,3 |
0,4 |
Примерный химический состав набора:[3] |
||
Белок, г |
56 |
66 |
Жир, г |
56 |
70 |
Углеводы, г |
190 |
228 |
Энергетическая ценность, ккал |
1533 |
1812 |